«"Костяной томагавк" играет со зрителем, притворяясь аналогом австралийских вестернов»
Кинообозреватель «Коммерсантъ FM» Даниил Ротштейн рассказал о дебютной картине Крейга С. Залера — вестерне «Костяной томагавк».
Курт Рассел, очевидно, любит вестерны. В 93-м году его можно было увидеть в картине «Тумстоун», где он сыграл легендарного американского стрелка Уайетта Эрпа. Теперь Рассел неожиданно снялся сразу в двух фильмах о Диком Западе — «Омерзительной Восьмерке» Квентина Тарантино, которую мы увидим в 2016-м году, и менее заметном «Костяном томагавке». «Томагавк» — режиссерский дебют Крейга С. Залера, который более известен как автор нескольких романов, разумеется, в жанре вестерн. Начинается фильм обманчиво просто. Немолодой шериф, естественно, Курт Рассел, собирает небольшой отряд, чтобы спасти похищенную индейцами женщину. В него входит еще более пожилой помощник шерифа, загадочный бандит и раненый супруг пропавшей.
Вестерн, как и, например, научная фантастика, на сегодняшний день уже не столько жанр, сколько полотно, на котором можно изобразить любое произведение любого жанра. Это может быть притча, боевик, триллер или фильм ужасов. «Костяной томагавк» играет со зрителем, сначала притворяясь аналогом брутальных и реалистичных австралийских вестернов, вроде «Предложения». Вплоть до того момента, пока команда шерифа Курта Рассела не попадает в руки индейцев-каннибалов — тогда фильм становится подобием «Хостела» или «Зеленого ада» с пытками и кровавой расчлененкой. И, как ни странно, этот резкий поворот не вызывает отторжения, помимо разве что физического отвращения от наиболее жестоких сцен. Потому что литератор Залер понимает глубинный смысл вестерна: пустоши американского Старого Запада, кровь, свинец и порох нужны в этих фильмах для того, чтобы изобразить людей, не замаскированных покровом цивилизации. А такое зрелище, хоть и может быть иногда красивым, редко оказывается полностью приятным.