Концы с концами
Минздрав отчитался о расходах
Госдума 4 декабря приняла закон о федеральном бюджете на 2016 год. Расходы на здравоохранение сократятся на 8% по сравнению с 2015 годом (с 532,6 млрд до 490,6 млрд руб.). Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования останется без изменений. При этом Минздрав РФ обещает увеличить финансирование высокотехнологичной медицинской помощи на 14,6 млрд руб. Есть основания надеяться (но нет уверенности), что выполнение обещания можно будет проверить: Минздрав отреагировал на замечания прокуратуры и в последнее время стал размещать отчеты об исполнении бюджета на своем сайте.
В феврале 2014 года мы писали о том, как Минздрав объяснил Русфонду отсутствие отчетов: "Вот сейчас новый сайт запустим и начнем" ("Дискредитация, часть вторая", Лев Амбиндер, "Ъ" от 7 февраля 2014 года). В том же 2014 году Минздрав запустил новый сайт.
Но отчеты все равно не появились. 27 мая нынешнего года члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека — президент Русфонда Лев Амбиндер и доцент Высшей школы экономики Анита Соболева — направили в Минздрав аналитическую записку о проблемах в сфере соблюдения права граждан на охрану здоровья. В записке среди прочего говорилось, что отчеты об исполнении госбюджета в здравоохранении так и не опубликованы на сайте Минздрава. Тем самым не исполняются закон (N8-ФЗ) и постановление правительства от 2009 года, по которым все государственные органы обязаны ежеквартально отчитываться об исполнении бюджета у себя на сайтах.
Ответ из Минздрава поступил 31 июля 2015 года. Заместитель министра Татьяна Яковлева предложила отчетностью считать доклад Минздрава на заседании Общественного совета, но доклад не был размещен в интернете. Кроме того, госпожа Яковлева упоминает ежеквартальные отчеты о реализации госпрограммы "Развитие здравоохранения" на сайте министерства. Но отчет о программе мы нашли только годовой, и в нем нет постатейных данных об использовании средств.
Лев Амбиндер 2 сентября обратился в Тверскую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой привлечь причастных должностных лиц Минздрава к ответственности по ст. 13.27. КоАП РФ — "Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети интернет". Прокуратура перенаправила письмо в Минздрав, и 29 октября нам пришел ответ от директора департамента учетной политики и контроля Надежды Саволайнен. Она отвергает все претензии и указывает ссылку на сайт Минздрава с ежеквартальными отчетами об исполнении бюджета за 2015 год. Материалы якобы опубликованы 12 января в 10:18. Используя сервис хранения исторических копий веб-страниц, мы увидим, что и в апреле отчетов на этой странице еще не было (подробности на rusfond.ru).
О чем же сам отчет? Это информация об исполнении части бюджета на 2015 год (306,76 млрд из 532,6 млрд руб.). Из отчета неясно, куда именно шли средства. Вот одна из позиций: "увеличение стоимости материальных запасов". Предусмотрено на год 44,1 млрд руб. К 1 октября исполнено 23,49%. Что имеется в виду? По коду бюджетной классификации удается понять, что речь о программе "Семь нозологий" (обеспечение лекарственными препаратами пациентов с наиболее высокозатратными заболеваниями). Зачем Минздраву скрывать название программы в отчете о расходах? Может быть, дело в том, что бюджет программы за девять месяцев освоен только на 23,49%? В то время как министр Вероника Скворцова заявила, что "существенно увеличилось количество людей, которые входят в федеральный регистр для лекарственного обеспечения по семи высокозатратным нозологиям", и бюджет на программу должен быть увеличен (телеканал "Россия 24", программа "Мнение" от 8 июля). Концы с концами не сходятся.
Кстати, в этом же интервью госпожа Скворцова отмечает, что сфера здравоохранения стала "самой открытой" и это "самое важное из того, что произошло за последние годы".
весь сюжет