Не "сыр", а "Russia!"
Год назад, когда в декабре мы впервые увидели доллар за 67 руб., казалось, что светские процессы остановятся, не смогут не остановиться. Вот сейчас все отгуляют свои заранее оплаченные корпоративы, потом уедут на предварительно забронированные каникулы, чтобы в последний раз запустить пробку от шампанского в куршевельское небо, а потом уж точно вернутся и станут сидеть на кухнях за чаем и воспоминаниями.
Это был действительно нервный момент. Владелец Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович чуть было не отменил "Боско-Бал". И даже объявил об этом, но потом все-таки провел под видом вечеринки в честь открытия бутика Bosco Fresh. Гости тогда сидели в заметенном искусственным снегом ГУМе под настоящими табло из пунктов обмена валюты, на которых показывали искусственный курс. Доллар, например, стоил 30. Вечеринка была в стиле apres-ski, так что гостям закономерно подавали сосиски и фондю, и даже Иван Ургант, у которого всегда все хорошо, шутил как в последний раз. В те дни непробиваемо бодрые светские продюсеры не находили в себе сил держать лицо. "Я просто смотрю, как день ото дня тает бюджет в ожидании согласований на закупки",— делился переживаниями совладелец агентства Lunar Hare Александр Перепелкин. "Ну что, будем беднеть!" — Михаил Друян показывал, каким жизнерадостным он способен быть, паникуя. Пожалуй, только самый старший из них продюсер Андрей Фомин высказывался в другом тоне: "Нет такого кризиса, во время которого наши люди не хотели бы отметить юбилей или отгулять свадьбу, хотя бы и вопреки обстоятельствам". И он оказался прав.
По завершении новогодних праздников аналитический журнал Tatler зафиксировал необычайно высокую явку своих героев на пляжах Таиланда, хотя до сих пор они считались уделом среднего класса. Зато дальнейшее развитие светской кампании было похоже на "Алису в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла: "А здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте". Тяжелый люкс демонстрировал веру в пошатнувшийся российский рынок. Любой коктейль по случаю презентации новой коллекции или открытия нового бутика вызывал необычайное внимание аудитории. Подобные мероприятия многим наскучили, но в уходящем году светское общество стало относиться к ним благодарнее. На открытии бутика Hermes в ГУМе было довольно тесно — гостей приглашали с запасом, чтобы потом основательно заполнить Гостиный двор, где была назначена after-party. Вечеринка была продумана в деталях, но никакими зарубежными звездами не усилена. Зато коктейль в честь открытия бутика Dolce & Gabbana на новом месте Третьяковского проезда, ради которого в Москву приехали основатели бренда, собрал такое количество поклонниц их нелаконичного гения, что было похоже на час пик в метро. Когда в ЦУМ приехала фэшн-дива Анна Делло Руссо, чтоб раздать автографы, к ней выстроилась очередь, какой ЦУМ не помнил с советских времен.
Вероятно, это можно считать формой протеста против изоляционистских настроений, охвативших попавшую под санкции часть общества и сочувствующие им верхнюю и нижнюю палаты парламента. Все разительно отличается от светских последствий кризиса 2008 года. Тогда общество засомневалось в уместности показательного потребления и принялось демонстрировать разнонаправленность интересов, почему-то с помощью публичных чтений. С тех пор баланс интеллектуального и всего остального выравнялся. В уходящем году все самое крутое происходило либо вокруг музеев, либо в области благотворительности. Например, ужин в "Метрополе" в честь попечителей Еврейского музея, для которого Леонард Блаватник привез в Москву актрису Натали Портман. Кроме деликатного сияния мировой звезды вечер запомнился тем, что во время официальной части за самый крупный взнос в фонд музея бизнесмен Роман Абрамович был вознагражден почетной грамотой. "Не забывайте вписывать Еврейский музей в свои завещания!" — подбадривал собравшихся господин Блаватник. Душевнейший ужин по случаю 15-летия Московского музея современного искусства украсили не только цветистые грузинские тосты его директора Зураба Церетели, но и объявление о создании клуба друзей музея. Теперь уже первый из друзей музея Гор Нахапетян намекал собравшимся, среди которых были Леонид Михельсон, Шалва Бреус и Марк Гарбер, как здорово помогать именно музею и именно этому. Впрочем, на главном мероприятии года — открытии нового здания музея "Гараж" в парке Горького просьбами о поддержке гостей не утруждали. Напротив, принимающая сторона сделала все, чтобы делегация со всего мира почувствовала себя в Москве даже лучше, чем дома. А здесь были Джордж Лукас, Джефф Кунс, Вуди Аллен, Миучча Прада, Арианна Хаффингтон и многие другие. Задача была выполнена, и ближе к финалу вечера Стелла Маккартни, позируя фотографам, восклицала не "сыр", а "Russia!".