Остановка по требованию правительства
С января железные дороги могут лишиться до 13% вагонов
По поручению президента правительство все-таки вводит запрет на эксплуатацию старых вагонов, который может коснуться 4,3-13% всего парка. Исключение составит только дефицитная или не производящаяся в России техника. Вагоностроители, инициировавшие эту меру, рассчитывают на рост спроса со стороны владельцев старых вагонов, однако те все еще считают новый подвижной состав слишком дорогим.
Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил, что запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы будет введен. "Президент дал поручение принять решение о недопущении на железнодорожные пути общего пользования вагонов, у которых истек срок службы, прежде всего универсальных вагонов,— заявил он на брифинге после заседания правительства,— в том числе тех, срок службы которых продлевается с использованием имеющихся механизмов". Помимо универсального парка (в первую очередь полувагонов) запрет может коснуться и других категорий. Сейчас, пояснил чиновник, перечень уточняется — в него не попадут типы вагонов, выпуск которых в России еще не налажен. В Минэкономики говорят, что запрет также не коснется "дефицитных типов вагонов".
По оценкам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в первую очередь от запрета пострадают Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, Федеральная грузовая компания (подконтрольна ОАО РЖД), "Нефтетранссервис" и "РТ-Оператор" — то есть те, кто унаследовал парк ОАО РЖД. Из специализированных операторов проблемы возникнут у крупнейшего собственника зерновозов "Русагротранса", а также промышленников, владеющих думпкарами и цистернами для кислотных и химических грузов. Ряду грузовладельцев придется списать значительные инвестиции в продление срока службы этих вагонов.
Запрет инициировал глава Уралвагонзавода Олег Сиенко, попросивший президента об этом для стимулирования спроса на новый подвижной состав. В поручении Владимира Путина, уточняют источники "Ъ", речь идет о запрете эксплуатации на путях общего пользования вагонов, решение о продлении срока службы которых будет принято после 1 января. Но Аркадий Дворкович утверждает, что эксплуатация вагонов с истекшим сроком службы "даже если она продлена, не будет возможна".
Если запрет коснется всего подвижного состава с продленным сроком службы, то речь идет о 230 тыс. вагонов, из которых используются более 150 тыс. (в том числе 67 тыс. полувагонов). Всего в РФ 1,15 млн вагонов. Для замены 150 тыс. вагонов даже самыми дешевыми новыми нужно потратить около 255 млрд руб., и даже льготное обслуживание подобного долга будет эквивалентно росту тарифов ОАО РЖД на 6%. В то же время профицит вагонов в стране достаточно велик (ОАО РЖД на сегодняшний день оценивает его в 112 тыс. единиц). Если запрет коснется только вагонов, срок службы которых должен быть продлен в 2016 году и позднее, под него попадут 50-60 тыс. вагонов.
Но простимулировать спрос на новые вагоны в любом случае будет непросто: новые слишком дороги. Так, в ПГК "Ъ" заявили, что покупку нового подвижного состава рассматривают "как последнюю возможность обновления парка после покупки вагонов, бывших в употреблении, или аренды". Есть и юридические нюансы. Запретить продление срока службы вагона как таковое власти РФ не могут, поскольку это противоречит техрегламентам Таможенного союза. Ограничение эксплуатации под них не попадает. Но, подчеркивает Михаил Бурмистров, остановка вагонов, к техническому состоянию которых и самой процедуре продления срока нет претензий,— мера "крайне жесткая, и ее в принципе можно оспаривать даже в судебном порядке". Гораздо разумнее, по его мнению, было бы повысить тариф на груженый и порожний пробег или налог на имущество для старых вагонов.