Все в лучшем цвете
Башкирские депутаты пошли на уступки таксистам
Депутаты башкирского парламента спустя полгода уговоров согласились пойти на уступки таксистам и отменить обязательные цвета для их автомобилей. Произошло это после того, как госкомтранс не увидел угрозы в отмене этого требования. Участники рынка, готовившиеся перекрасить свой автопарк, считают, что смягчение правил пролоббировали крупные диспетчерские службы.
Депутаты Курултая Башкирии все-таки согласились пойти на уступки таксомоторному бизнесу. В минувший вторник, сообщили вчера в парламенте, комитет по жилищной политике и инфраструктурному развитию одобрил проект поправок в региональный закон «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом…» в части требований к работе такси и вынес их на общественное обсуждение.
Поправки направлены на отмену обязательного требования к цветовой гамме такси, пояснили в Курултае. С 1 января 2014 года в республике начали выдавать лицензию на работу такси только автомобилям желтого цвета. В мае текущего года, после того как таксисты потребовали снять это ограничение, депутаты разрешили использовать еще два цвета — черный и белый. Отменить ограничение вовсе в Курултае отказывались. Председатель профильного комитета парламента Елена Родина тогда заявляла, что депутаты не хотят, чтобы службы такси напоминали цыганский табор. Вчера в телефонном разговоре госпожа Родина отказалась уточнить причины, заставившие депутатов передумать. В региональном отделении «Опоры России» считают, что решающую роль сыграло обращение организации в республиканские органы власти, в компетенцию которых входит установление цветового требования к работе такси. «Этой осенью совместно с госкомитетом по транспорту и дорожному хозяйству республики были проведены несколько встреч с таксистами, на которых практически единогласно люди выступили против цветовых ограничений. Госкомтранс дал заключение, что отмена ценза не влияет на безопасность и качество оказываемых услуг»,— сообщили в «Опоре России».
Депутат Курултая Гафур Алибаев заявил, что депутаты решили «повысить доступность бизнеса, минимизировать администрирование, в том числе из-за кризисных явлений в экономике и по поручению главы республики».
В госкомтрансе ранее сообщали о признаках ухода рынка такси в тень и приводили следующую статистику: если в 2013 году ведомство выдало 3 тыс. разрешений на работу такси, то в 2014-м — только 1 тыс. При этом, считают в госкомитете, в реальности желающих работать в такси меньше не стало, просто остальные перешли работать «на бордюр». Из доклада госпожи Родиной, сделанного на заседании комитета, следует, что уровень теневого бизнеса в такси и прежде был высоким: из 56 тыс. человек, занятых в этой сфере, только 9,5 тыс. получили разрешение.
Поправки, отменяющие обязательные цвета такси, в течение месяца будут обсуждаться на портале «Открытая республика» и только потом вынесены на первое чтение. Инициатором законопроекта намерен выступить профильный комитет.
• На рынке такси в Башкирии работают, по данным открытых источников, 10–12 операторов, из которых три («Мотор-сервис», «Лидер», «Такси Сатурн») — крупные. Подавляющее большинство служб такси работают с водителями по соглашению о диспетчировании, не имеют штата водителей и автопарка. Они собирают и предоставляют водителям заявки за комиссионные 15-20%. Открытых данных об обороте рынка такси в республике нет.
Директор диспетчерской службы такси «Лидер» Тагир Башмаков удовлетворен инициативой парламента. «Все понимают, что мы даем широким слоям населения возможность подработать, а экономическая ситуация такова, что такая возможность приобретает все большую актуальность»,— отметил он.
В то же время заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков полагает, что депутаты пошли «на поводу у сетевых компаний, диспетчерских служб, которые никакого отношения к такси не имеют». «Большинство таксистов сегодня — это не профессиональные водители, и они не могут гарантировать безопасность перевозок. Ограничения по цвету могли стать шагом для появления полноценных таксомоторных компаний»,— считает он.
«Во всех регионах, где вводились цветовые ограничения, за этим стояли какие-то крупные федеральные таксомоторные компании,— полагает вице-президент Федерации автомобилистов России Дмитрий Клевцов.— Но с тех пор рынок изменился. Агрессивную политику ведут крупнейшие интернет-компании и агрегаторы наподобие Яндекс-такси. Власти могли пойти на попятную, чтобы сохранить рынок в легальном поле».