Генпрокуратура сокращает время отклика
На блокировку сайтов, призывающих к массовым беспорядкам, уйдет не более пяти дней
Генпрокуратура уточнила сроки блокировки в интернете сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Согласно подготовленному ведомством проекту приказа генпрокурора Юрия Чайки, теперь на «незамедлительную реакцию» отводится не более пяти дней. Пресекаться должны материалы, которые «имеют или могут иметь широкий общественный резонанс».
Генпрокуратура опубликовала на правительственном портале проект приказа главы ведомства Юрия Чайки о порядке рассмотрения уведомлений о распространении в интернете информации о призывах к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направления требований о принятии мер по ограничению доступа к таким ресурсам. В новой инструкции (документ должен заменить временную инструкцию от 5 июня 2014 года) главным новшеством стало четкое определение сроков рассмотрения уведомлений. Раньше в Генпрокуратуре также отмечали возможность «незамедлительного реагирования» на уведомления, однако конкретные сроки в инструкции прописаны не были. Теперь в документе оговаривается, что при необходимости материалы проверки «незамедлительно с использованием средств оперативной связи» направляются в управления Генпрокуратуры в федеральных округах, которые «в течение пяти дней должны подготовить требования об ограничении доступа к ресурсам, а «в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно».
Поводом для такой реакции, как и прежде, является распространение в интернете информации, содержащей «призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка», говорится в проекте инструкции. Незамедлительно должны пресекаться информационные материалы, которые «имеют или могут иметь широкий общественный резонанс». Причем блокированию подлежат также сайты, копирующие информацию экстремистской направленности или призывы к массовым беспорядкам. Есть в проекте инструкции еще одно новшество. Раньше требование о блокировке сайтов окружное управление Генпрокуратуры требовало «подписи курирующего замгенпрокурора», а в случае его отсутствия документ отправлялся в управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
Для случаев, не требующих незамедлительной реакции, устанавливается месячный срок на реагирование. После проверки сведений об информации экстремистской и террористической направленности прокуратуры субъектов РФ направляют материалы и заключения управлениям Генпрокуратуры федеральных округов, а тем на подготовку требований об ограничении доступа к информационным ресурсам в Роскомнадзор дается срок «до 30 дней». Напомним, 1 февраля 2014 года вступили в силу поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые дают Генпрокуратуре право без решения суда блокировать противоправную информацию в интернете.
Автор этих поправок замглавы комитета Госдумы по безопасности Андрей Луговой (ЛДПР) считает, что эта инструкция «гармонизирует работу ведомства». При этом ускорение принятия решений по поводу призывов к массовым беспорядкам он не связывает с проходящими сейчас протестами дальнобойщиков, ситуация с которыми, по мнению депутата, «не может и дальше быть столь критичной». «Всегда есть проблемы между работниками и работодателями, между населением и государством. Думаю, надо просто вести разъяснительную работу с ними — ничего ужасного система “Платон” им не дала»,— заявил депутат “Ъ”. Член думского комитета по конституционному законодательству Дмитрий Гудков (исключен из «Справедливой России») уверен, что «протест дальнобойщиков лишь одна из причин ускорения принятия решений». «Власть прекрасно понимает, что он не последний. Блокировки сайтов, попытки взять под контроль мессенджеры, всеобщая дактилоскопия — все это идет в рамках единой кампании»,— сказал “Ъ” господин Гудков.