«Всем участникам конфликта в Сирии катастрофически нужно топливо»
Башара Асада заподозрили в покупке нефти у ИГ
США обвинили Сирию в торговле нефтью с запрещенным в РФ «Исламским государством». По данным Минфина страны, большую часть сырья, добытого на подконтрольных территориях, террористы продают именно Дамаску. Меньшая часть идет в Турцию. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителя Казначейства США Адама Шубина. По его словам, «Исламское государство» уже заработало на нелегальной продаже нефти более $500 млн. Ежемесячный доход группировки — около $40 млн. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Информация о том, что Сирия покупает нефть у «Исламского государства» уже не раз появлялась, но насколько она обоснована, как вы считаете?
— Это все, конечно, нуждается в проверке. И крайне сомнительно, чтобы покупало действительно правительство, ведь там же есть и частные покупатели. Это может быть, это не исключено. Территории перепутаны там так, что не пойми куда что поступает. Потому что если вы видели сирийскую нынешнюю карту, что, где и у кого под контролем, то, в принципе, игиловские территории языками врезаются в контролируемые правительством и так далее. То есть там то, что пишут американцы, — это нужно контролировать на земле. Такого контроля у них, конечно, нет. И все это, безусловно, политически мотивированная провокация и больше ничего. Но самое интересное, что именно на эту провокацию они будут ориентироваться в принятии своих решений.
Что же касается нас, мы действительно должны предпринять шаги, раз уж появились такие данные, надо обязательно такую информацию проверить и посмотреть действительно, что послужило ее основой. В целом же данные, совершенно точно можно говорить, занижены катастрофически, во-первых. Во-вторых, у нас объективные данные и аэрофотосъемок, и спутниковые, и мы прекрасно знаем, куда она направляется, из каких районов. Вот именно эта информация заслуживает внимания.
— Виктор Анатольевич, предположим, что Сирия действительно покупает большую часть нефти у «Исламского государства», дальше эта нефть куда идет? Кто-то сейчас нефть у Сирии покупает?
— В Сирии идет война, для этого, соответственно, нужно топливо катастрофически. Всем участникам конфликта нужно топливо. Расположены здесь, что называется, нос к носу.
— То есть это все на внутренние нужды, да?
— Скорее всего, да. Потому что были, кстати, сведения о том, что и в Иорданию поступает эта нефть, но эти сведения должны быть подтверждены еще и объективными данными. Опять же, аэрофотосъемка дает абсолютно точные данные, кто, где и что направляет. И ориентироваться, конечно, опять же нужно на это, во-вторых, на наземное отслеживание потоков.
По-видимому, это все действительно нужно проверять, так или иначе. Потому что то, что эта игиловская нефть оказывается уже потом и в Европе, и в Израиле уже в смеси с нефтью, которую они замешивают с той же нефтью, которая поступает из Азербайджана, уже тоже давно сообщалось, но это требует подтверждения. Естественно, это очень серьезная, тяжелая и, скорее всего, агентурная работа.
— Виктор Алексеевич, а что касается подтверждения со стороны Соединенных Штатов, что и в Турцию тоже поступает часть нефти, это как можно расценить?
— Вот это как раз удивительно. Скорее всего, можно было бы ну совсем не признать эти грандиозные огромные потоки, ведь речь идет о том, что не $500 млн в месяц, как они говорят, зарабатывают. Речь о том, что они в день зарабатывают гораздо больше, чем дают американцы, раз в 10 примерно больше, вот в чем как раз самое главное. И все эти подсчеты, конечно, могут носить только внешний характер, по количеству грузовиков, которые там идут, наших грузовиков, часть идет, нефть, даже в бочках. Мы видим это и по кадрам, которые поступают с мест. Конечно, эти расчеты приблизительные со всех сторон, там же не стоит какого-то нефтепровода, который имеет совершенно точные приборы учета. Здесь совершенно другая ситуация.
— Да, Виктор Анатольевич, еще поясните, пожалуйста, как так получается, что «Исламское государство» продает нефть направо и налево, когда и коалиция, и Россия постоянно бомбят нефтяные объекты «Исламского государства», как такое возможно?
— Возможно, конечно, потому что этих объектов, во-первых, слишком много, во-вторых, разрушенное стараются восстановить, работает там достаточное количество серьезных специалистов, деньги есть, чтобы их нанимать и содержать, этим они занимаются. Часть людей работает захваченных — рабов, будем честно говорить и прямо. Так что силы у них есть, специалистов у них хватает. Они унаследовали частично ту самую нефтяную структуру, которой пользовались в том числе и курды из Курдистана. Перевозчики — им же все равно, что перевозить, эту или другую, они зарабатывают на жизнь, там совсем другая ситуация жизненная, они должны выживать. И, конечно, они тоже несут потери, погибают люди, это понятное явление, потому что бомбежки идут, если идет нефтяная колонна, то уж, по крайней мере, один водитель за рулем каждого грузовика есть. Но это как раз та самая структура, которая носит иногда и получастный характер, там же тоже разные люди, это же не обязательно все грузовики, они же не являются чистой собственностью ИГИЛ.