Стальной характер
Екатерина Истомина о бутике Audemars Piguet, открывшемся в Москве
Мануфактуру Audemars Piguet принято называть часами одного культа — в 1972 году великий рисовальщик и прикладной дизайнер Джеральд Джента (он работал на семейной фабрике в Ле-Брассю с конца 1960-х) изобрел новое явление — "роскошные стальные часы". Ужас. Нонсенс. Непродаваемый авангард, хуже "Капитала". Но Джеральд Джента, ныне покойный, но навсегда великий и непобедимый, разработал иной архетип настоящей и, что главное, современной часовой классики — в 1972 году вышли легендарные, культовые, непревзойденные часы "Королевский дуб" (это Royal Oak Audemars Piguet). Это одни из флагманских часов всего XX века — наравне с Oyster Rolex, Reverso Jaeger-LeCoultre или Tank de Cartier.
История часового дизайна — это не история бриллиантов, снежного паважа, уложенного в немыслимые запоминающиеся узоры, или композиционной лисьей хитрости. История часового дизайна — это история познания честности и чистоты предложенной функции. История часового дизайна — это вообще история познания. Это история запутанного пути и сложностей. И Джеральд Джента (как и Луи Картье — создавая свои Santos в 1904-м или Tank в 1919-м), как Декарт, понял это снова. Он не был первооткрывателем, он лишь подчеркнул то, что все как-то подзабыли во всполохах малахита, золота, яшмы и иных поделочных, столь популярных тогда материалов. Часы — это тикающий металл.
Его часы Royal Oak — математическое упражнение. Это функция. Время. Это счет. Восьмиугольный ободок циферблата с оставленными видимыми шестигранными головками винтов; интегрированный в корпус браслет со звеньями, плавно, но четко сужающимися к застежке; циферблат с рельефной отделкой Tapisserie (в идеале голубого цвета). Сами часы получили название в честь флагманского корабля королевского военно-морского флота Великобритании: за исключительное сходство восьмиугольного ободка корпуса с амбразурой пушечного люка корабля. Первоначальные "Дубы" имели принципиальный стальной корпус (крупный для своей эпохи — 38,5 мм; толщина — 7,4 мм, толщина механизма — 3,05 мм); мануфактурный калибр — 2121 с двумя стрелками и датой. Ротор калибра — в качестве компенсации за сталь — был сделан из золота. Цена — дикая. 3,3 тыс. франков, за эту сумму можно было купить золотые часы. Но Джента угадал, он создал новую точку векового отсчета: сталь — холодная, демократичная, современная и верная, мануфактурный калибр и, что главное, особенный характер. Честный характер настоящей великой вещи.
Audemars Piguet (есть и другие модели и коллекции — Millenary, Jules Audemars,— и они чрезвычайно хороши) — это высокое часовое искусство, разработкой калибров для них часто занимается придворное марки инженерное бюро Renaud & Papi. Но прежде думайте о "Дубе" — он спокоен и тверд, он выручит. Это часы навсегда, они навечно, их невозможно сломать, уничтожить, победить.