Разведение птицы
У пермской сети магазинов отсуживают башкирский бренд
В Перми начато еще одно судебное разбирательство по поводу использования зарегистрированного товарного знака. «Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури» (БПК) подал иск в арбитражный суд на 2,5 млн руб. Представители БПК заявляют, что в названии работающей в Перми сети «Индюшкин дом» используется торговая марка «Индюшкин», которая является их зарегистрированным товарным знаком. Эксперты „Ъ“ говорят, что у судебного разбирательства есть перспективы.
Производитель мяса индейки из Башкирии — «Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури» — намерен взыскать компенсацию в размере 2,5 млн руб. с пермской сети «Индюшкин дом». Заместитель генерального директора по маркетингу, рекламе и PR БПК Ольга Деобальд пояснила „Ъ“, что БПК взыскивает с торговой сети 2,5 млн руб. за неправомерное использование торговой марки: «БПК является правообладателем торговой марки и товарного знака „Индюшкин“. Пермская сеть имеет схожее название „Индюшкин дом“, то есть неправомерно использует нашу торговую марку и товарный знак. При этом лицензионный договор с БПК не подписан. По законодательству мы вправе требовать компенсации либо возмещения убытков».
Торговая марка «Индюшкин» является зарегистрированным товарным знаком. Сеть торговых точек под брендом «Индюшкин» вышла в Пермь в 2013 году. Сейчас в сеть входит 12 магазинов, но называются они уже «Индюшкин дом». В настоящее время «Индюшкин дом» не является клиентом торгового дома БПК.
Учредителями ООО «Индюшкин дом», по данным kartoteka.ru, являются директор Даниил Онискив (49%), ООО «Индюшкин дом» (27%) и Торговый дом БПК им. М. Гафури (24%). Ранее последние два пакета принадлежали Юрию Чистякову и аффилированному с ним ООО «Мясная торговая компания» (Уфа). Выручка ООО «Индюшкин дом» в 2014 году составила 80 млн руб., прибыль — 2,2 млн руб.
Стоит отметить, что судебное разбирательство по поводу объекта интеллектуальной собственности происходит на фоне конфликта между прежними и действующими участниками ООО из Перми и Башкирии. Даниил Онискив подал в арбитражный суд о признании недействительным решения внеочередного общего собрания участников ООО «Индюшкин дом», оформленного протоколом от 13 ноября. Прокомментировать „Ъ“ поданное заявление он отказался. Юрий Чистяков оспаривает свое исключение из состава учредителей ООО «Индюшкин дом» в суде. Связаться с ним по известному редакции мобильному телефону не удалось.
Стоит отметить, что споры по поводу использования товарных знаков нередки в Перми в последнее время. Так, группа «ЭКС», управляющая розничной сетью «Семья», публично озвучила намерения защитить свои права на товарный знак. Ритейлер обратился в Роспатент, чтобы ведомство признало нарушения правообладания со стороны питерской сети «Народная семья». Несколько лет назад директор рекламного агентства Lege Artis Антон Толмачев и дизайнер Анатолий Соколов попытались через суд добиться соавторства в создании товарного знака «Виват» одноименной продуктовой сети. Иск был подан через 12 лет после разработки логотипа, дело было проиграно.
«Вопрос о том, являются ли эти объекты интеллектуального права сходными до степени смешения, требует экспертного изучения и оценки. Но я могу предположить, что перспективы у этого судебного дела есть, поскольку слово „индюшкин“ придумано, то есть оно является результатом творческого акта, а значит, в отношении него могут действовать охранные обязательства», — говорит юрист в области авторского права Андрей Творогов. При этом господин Творогов считает, что важно и то, зарегистрированы ли права на название «Индюшкин дом».