Вынесли всех

История гонок на выносливость (World Endurance Championship — WEC) от XIX века до наших дней, от Парижа до Бахрейна, от француза Левассора до нашего Русинова, от победы Panhard до гегемонии G-Drive

ИЛЬЯ БЛОХИН

Живая классика

Обгоны, пит-стопы, множественные сходы с дистанции, машины с силовыми агрегатами разных типов и дисквалификация победителя из-за несоответствия его автомобиля техническому регламенту. Похоже на сводку с современных автогонок, не так ли? Удивительно, но такие страсти кипели задолго до наших дней — во время заезда Париж--Бордо--Париж, первого в истории соревнования людей на машинах.

Летом 1895 года на старт в Париже вышло около четырех десятков экипажей — с бензиновыми, электрическими и паровыми силовыми установками. Дистанция заезда — почти 1,2  тыс. км. Первым ее преодолел Эмиль Левассор на Panhard & Levassor, потратив на это 48 часов. Обладатель второго места отстал от Левассора на шесть часов. Правда, и того, и другого дисквалифицировали из-за... несоответствия техническим требованиям: оба ехали на двухместных машинах вместо положенных четырехместных. Поэтому в официальном протоколе гонок Париж--Бордо--Париж победителем значится Поль Кеклен, финишировавший третьим с 11-часовым отставанием от Левассора.

Для чего мы совершили этот экскурс в XIX век, если собираемся вести речь о WEC — чемпионате мира по кольцевым автогонкам на выносливость? А потому, что дистанция, время, потраченное на путь от старта до финиша, и разнородность участвующих автомобилей — все говорит о том, что именно первая в мире официальная гонка стала прародителем современных заездов на выносливость. Таким образом, хочется отметить, что мы сейчас расскажем не о каком-то там случайном ответвлении мирового автоспорта, а его исконном, первородном формате, истинной автоклассике. Конечно, сейчас от старта до финиша не проходит двое суток, а гонщики не останавливаются в придорожных ресторанах закусить, но суть осталась прежней: нужно преодолеть огромную дистанцию максимально быстро с наименьшим количеством поломок.

Первые русские

Второе — официальное — рождение WEC произошло в 1953 году. То есть гонки на выносливость всего на три года младше Ф1. Долгое время эти два чемпионата вообще соперничали на равных! Бывало, что спорткары WEC оказывались быстрее тех, что гонялись в первой "Формуле". Конец конкуренции положил Берни Экклстоун, в один прекрасный момент подмявший под себя "Формулу-1". Используя свой пост вице-президента Международной федерации, он начал выживать конкурента: настоял на изменении технического регламента марафонских гонок — в них должны были использоваться те же двигатели, что и в "Формуле-1". Берни говорил, что производители, дескать, сильно сэкономят. На деле же новый регламент привел к вымиранию команд, которые не потянули дорогие силовые агрегаты.

Возрождение чемпионата мира по марафонским гонкам началось в 2010-м. Предшественником чемпионата мира WEC стал Межконтинентальный кубок Ле-Ман, учрежденный в 2010 году. Конечно, между кубком и WEC в его нынешнем виде, несмотря на незначительную, казалось бы, пятилетнюю разницу, лежит пропасть: они несравнимы ни по популярности, ни по освещению в СМИ, ни по престижу. И все же предшественник World Endurance Series сумел заинтересовать многих, в том числе заводские команды Peugeot и Audi.

Сегодня же длинные заезды наряду с мировым раллийным первенством WRC и "Формулой-1" один из самых престижных видов автомобильных гонок. Чемпионат мира в этой категории проводится Международной автомобильной федерацией и Западным автомобильным клубом Франции. Серия, состоящая из четырех классов (двух для спортпрототипов (заводских LMP1 и частных LMP2) и двух для спорткаров (профессиональных пилотов и любителей)), была учреждена в 2012 году.

В первом же сезоне WEC, состоявшем из шести 6-часовых гонок, 12-часового заезда в американском Себринге и 24-часового марафона в Ле-Мане, приняли участие 30 автомобилей в четырех классах. Уже в 2013-м в серии появилась российская команда G-Drive Racing, представленная Романом Русиновым, Майком Конвеем и Джоном Мартином.

Первый сезон команды G-Drive Racing, работавшей в паре с американским гоночным коллективом ADR Delta, сложился неоднозначно. С одной стороны, экипаж Русинова, Конвея и Мартина пять раз в восьми гонках поднимался на подиум, одержав четыре победы. С другой, из-за весьма спорного нарушения регламента, G-Drive Racing лишилась третьего места на "24 часах Ле-Мана". В результате третье место в итоговом протоколе чемпионата. Причем первому месту российская команда уступила всего 9,5 очка. Если бы не спорное решение судей, наш коллектив выиграл бы титул с первой попытки!

2014 год — и вновь невезение. В Ле-Мане экипаж G-Drive Racing, представленный Романом Русиновым, Жульеном Каналем и Оливье Пла и перешедший с шасси ORECA на прототип Morgan, сошел с дистанции. На заключительном этапе в Бразилии та же история: Оливье Пла разбил машину. В результате второе место в чемпионате. Но когда экипаж G-Drive добирался до финиша в 2014-м — всегда был на подиуме.

Статус фаворитов

В общем, несмотря на то, что в 2015 году состав участников класса LMP2 увеличился больше чем в два раза (вместо четырех машин на старт вышли десять автомобилей), G-Drive приехала на первую гонку сезона в статусе очевидного фаворита. Более того, команда заявилась в чемпионат с двумя автомобилями.

Экипаж машины N26 состоял из Русинова и Каналя, хорошо знавших друг друга по предыдущему сезону, а также примкнувшего к ним британца Сэма Берда — вице-чемпиона формульной серии GP2 и бывшего тест-пилота заводского коллектива Mercedes-Benz в "Формуле-1". На машине N28 выступали молодые и перспективные латиноамериканские пилоты Пипо Дерани, Рикардо Гонсалес и Густаво Якаман.

К тому же команда вновь поменяла технику. Вместо открытого прототипа Morgan российский коллектив решил выступить в чемпионате мира на автомобилях Ligier JS P2 с закрытым кокпитом. Тесты этой машины в боевом режиме G-Drive проводила с середины 2014 года. Глядя на результаты второй половины того сезона — две победы и одно третье место, нетрудно понять, что потенциал у шасси огромный.

Первый этап сезона 2015 года прошел на британском Сильверстоуне. По итогам квалификации машины G-Drive заняли два первых места стартовой решетки. Экипаж Якамана, Дерани и Гонсалеса стартовал с поула. Русинов, Каналь и Берд проиграли напарникам всего 0,06 секунды, тогда как сильный гонконгский коллектив KCMG, квалифицировавшийся третьим в LMP2, уступил автомобилю под номером 28 больше секунды.

В гонке внутри G-Drive все сложилось с точностью до наоборот. За шесть часов заезда в Великобритании экипаж Русинова, Каналя и Берда преодолел 185 кругов, тогда как машина N28 проехала на круг меньше. Итог дебютного этапа нового сезона — победный дубль.

Спа без расслабления

Следом была бельгийская гонка на семикилометровой трассе Спа-Франкоршам. Квалификация прошла для автомобиля под номером 26 как нельзя лучше. Выступавшие в субботу Жульен Каналь и Сэм Берд, несмотря на блокировки со стороны соперников, добыли для своего экипажа первую поул-позицию в сезоне, тогда как пилоты болида N28 выступили неудачно на фоне своего результата в Великобритании: Якаман, Дерани и Гонсалес стартовали лишь с третьего места.

В гонке первым за руль 26-й машины сел Сэм Берд. Уже в первом повороте британец начал терять позиции: в узком "Ля Сурс" гонщик пропустил вперед две машины соперников. Но не прошло и пяти кругов, как Берд одну позицию отыграл, а ехавший на первом месте в LMP2 экипаж дисквалифицировали за фальстарт — автомобиль под номером 26 вышел в лидеры.

А дальше все развивалось как на качелях. Следующим за руль Ligier сел Жульен Каналь. За свой отрезок француз немного растерял добытое Бердом преимущество, но сменивший его Русинов вернул часть потерянных позиций. После россиянина машина вновь досталось Берду. Но не проехав ни одного полного круга, британец вернулся к своим механикам: двигатель начал терять мощность.

Во время технического осмотра механики и инженеры выяснили, что один из восьми цилиндров двигателя Nissan приказал долго жить и силовой агрегат начал разваливаться изнутри. До конца гонки на тот момент оставалось меньше часа.

Тем не менее команда не оставила надежд на очки. Поколдовав над двигателем, команда отправляет за руль Русинова и выпускает машину на трассу на один-единственный круг. Второй болид G-Drive тем временем едет к своей первой и, как выяснилось позже, единственной победе в WEC в 2015 году.

На трассе к тому времени осталось всего восемь автомобилей категории LMP2. Поэтому, просто увидев клетчатый флаг, 26-я машина гарантированно зарабатывает два очка. Так и вышло: Русинов аккуратно довел неисправный, но все же едущий Ligier JS P2 до финиша самой драматичной гонки сезона, отправив в копилку два зачетных балла.

Подиум Ле-Мана

Больше таких неудач у G-Drive не было. Правда, две следующие гонки заставили болельщиков российской команды понервничать. После Спа чемпионат отправился на другую легендарную гонку — "24 часа Ле-Мана". В квалификации гонконгский KCMG, который к тому времени уже был одним из претендентов на титул, обозначил свои претензии на победу: команда выиграла поул-позицию LMP2, опередив экипаж Русинова, Каналя и Берда, ставший вторым, на 0,9 секунды. Другая машина G-Drive квалифицировалась лишь на девятом месте. Поэтому гонка обещала быть жаркой.

К сожалению, в 2015 году победа на суточном марафоне во Франции вновь ускользнула от Русинова и компании. Болид KCMG лидировал практически всю гонку. Если не считать небольших инцидентов в начале и конце заезда, то машина из Гонконга провела Ле-Ман безупречно. Но и G-Drive могут записать себе в актив хорошую гонку. Практически до самого финиша российская команда преследовала оппонентов из Гонконга, но в заключительной части проиграла вторую позицию коллективу Jota Sport. К счастью, английская "конюшня" не участвовала в розыгрыше титула, поэтому борьба с ней на последнем часе изнурительного марафона была абсолютно бессмысленной. Итоговый протокол: победа у KCMG, второе место у Jota, третья строчка за экипажем G-Drive под номером 26.

Второй Ligier российской команды тоже выступил неплохо: Якаман, Дерани и Гонсалес после неубедительной квалификации закончили "Ле-Ман" на четвертой строчке.

Последняя гонка европейской части сезона прошла в Германии на Нюрбургринге. И на этом этапе коллектив KCMG вновь показал, что не намерен отдавать титул без борьбы. Мэтью Хоусон, Ричард Бредли и примкнувший к ним на эту гонку Ник Тэнди стартовали с первого места в LMP2, опередив в квалификации G-Drive Racing меньше чем на четыре десятые секунды. В гонке позиции не изменились: заезд выиграли парни из KCMG, вторыми финишировали Русинов, Каналь и Берд, а третью строчку заняли Якаман, Гонсалес и Дерани.

Счастливый Остин и золотые азиатские дожди

А дальше началась светлая полоса для автомобиля N26. На американском этапе, проходившем на трассе "Формулы-1" в Остине, Русинов сотоварищи стартовал первым. Второй на старте была другая машина G-Drive Racing. Главные конкуренты россиян в борьбе за титул — KCMG — начинали гонку с последнего ряда решетки LMP2 из-за нарушений спортивного регламента в квалификации.

Тем не менее гонконгцы смогли прорваться из конца пелотона на второе место на финише. К счастью, Русинов, Каналь и Берд выступили еще более убедительно, одержав вторую победу в сезоне.

Третий успех пришел к G-Drive Racing в Японии. Дождевая гонка на Фуджи стала украшением чемпионата, а борьба пилотов российского коллектива с гонщиками KCMG войдет в учебники гоночной истории и мастерства пилотов. На последнем часе гонки лидировавший на тот момент и в заезде, и в чемпионате экипаж гонконгской команды догнал Русинов. Несколько кругов борьбы бок о бок, контакты и перекрещенные траектории — и россиянин вышел на первое место, спокойно уехав к очередной победе в WEC.

Дальше машина KCMG отправилась на пит-стоп, а после этого вступила в борьбу со вторым экипажем G-Drive. Поначалу все напоминало сражение с Русиновым, но если Роман сумел провести чистый обгон и уехать к победе, то тут пилоты гонконкской команды допустили ошибку, начали незапланированное торможение и за пять минут до финиша после контакта с 28-й машиной G-Drive отправились в отбойник.

После была еще одна дождевая гонка в Шанхае, изобиловавшая авариями и ошибками пилотов, в том числе гонщиков KCMG. В Китае 26-я машина G-Drive Racing стала второй, уступив в LMP2 лишь Signatech. Гонконгцы увидели клетчатый флаг на третьей строчке.

26-й значит первый!

Заключительная шестичасовая гонка в Бахрейне обещала стать украшением сезона: именно тут должна была решиться судьба титула, за который в LMP2 боролись G-Drive Racing и KCMG. Экипаж Русинова, Каналя и Берда квалифицировался вторым, пропустив вперед набравшую под конец года форму команду Signatech. KCMG начали заезд третьими.

В гонке у Signatech шансов практически не было: борьбу за победу вели машина G-Drive Racing под номером 26 и болид KCMG. В Бахрейне между ними неоднократно вспыхивали очные сражения. Правда, после войны в Японии все это казалось локальными стычками, победителями из которых вышли Русинов, Каналь и Берд: 26-й экипаж финишировал на трассе Сахир первым, обеспечив себе чемпионский титул. Первый и, судя по всему, не последний. Для полного счастья этому трио не хватило только победы в Ле-Мане. Верим, она придет в сезоне-2016.

Личный зачет класса LMP2 в WEC в 2015 году

ПозицияПилотКомандаОчки
1Роман РусиновG-Drive Racing178
1Жюльен КанальG-Drive Racing178
1Сэм БердG-Drive Racing178
2Мэтью ХоусонKCMG155
2Ричард БредлиKCMG155
3Густаво ЯкаманG-Drive Racing134
3Рикардо ГонсалесG-Drive Racing134
3Пипо ДераниG-Drive Racing134
4Нельсон ПанчьятичиSignatech Alpine86
4Поль-Луп ШотенSignatech Alpine86
5Никола ЛапьерKCMG84
6Ник ТэндиKCMG71
7Оливер УэббTeam SARD Morand70
7Пьер РагуTeam SARD Morand70

Командный зачет LMP2 в WEC в 2015 году

ПозицияНомер
автомобиля
КомандаОчки
126G-Drive Racing178
247KCMG155
328G-Drive Racing134
436Signatech Alpine86
543Team SARD Morand70
642Strakka Racing63
730Extreme Speed Motorsports62
831Extreme Speed Motorsports62
935OAK Racing34
Вся лента