Третья молодость ветеранов

European Film Awards раздали в Берлине

Лучшим европейским фильмом признана «Молодость», снявший ее Паоло Соррентино — лучшим режиссером, сыгравший в ней Майкл Кейн — лучшим актером, а лучшей актрисой Европы — Шарлотта Рэмплинг за главную роль в картине «45 лет». Раздачу призов европейского кино, прошедшую в Берлине, комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Фото: Clemens Bilan/Pool, Reuters

«Молодость» — произведение, побуждающее вспомнить не только о былых триумфах итальянского кино, но о лучших временах Евроголливуда. Реминисценции «Волшебной горы» Томаса Манна, «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера и ключевых мотивов Лукино Висконти с горьким юмором разыграны ветеранским дуэтом Майкла Кейна с Харви Кейтелем.

Их герои, композитор и кинорежиссер, уже прошли творческий пик карьеры, у обоих есть фаны, но за глаза над ними смеются: пенсия. Оба разочарованы в своих детях, страдают старческими болезнями, оба уже не способны к телесным наслаждениям, секс сменяется вуайеризмом.

Дело происходит на альпийском курорте, где собрались фрики всех национальностей и возрастов, среди них и вышедшие в тираж эстрадные кумиры, и срывающая остатки славы «Мисс Вселенная», и голливудский актер, готовящийся сменить постылое амплуа из сериала про роботов на роль усатого фюрера, и харизматик-спортсмен, списанный с Марадоны. Всех героев этой культурологической драмы, прикидывающейся банальной комедией, объединяет чувство стремительно уходящего времени.

Молодость в заостренном, но вполне жизнеподобном ключе воплощает один из главных трендов современной культуры. Впечатление, будто эта культура сильно помолодела, создаваемое Голливудом, модными журналами и шоу-бизнесом, поверхностно. Общество в богатых странах стремительно стареет, и даже молодежно ориентированная индустрия должна угождать новым старым потребителям. Остряки пророчат успех таким изобретениям, как мобильники с кнопками для старческих артритных пальцев. Люди за пятьдесят становятся главными потребителями дорогих автомобилей, гаджетов, спортивных, туристических и даже сексуальных услуг, где молодежи остается роль обслуживающего персонала.

Хотя Паоло Соррентино сравнительно молод, но награжден за фильм о старости с названием, которое не должно вводить в заблуждение. Фильмы более молодых номинантов, преимущественно с «зоологическими» названиями — «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен, «Бараны» Гримора Хаконарсона, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса,— оказались отодвинуты на периферию. Греку Лантимосу присудили приз за сценарий, турецкому «Мустангу» — награду как фильму-открытию. Геронтофильский уклон проявился и в актерских номинациях. Победили, и справедливо, великолепные Майкл Кейн и Шарлотта Рэмплинг, но их возраст наводит на грустные мысли о перспективах европейского кино. Кто идет на смену этим харизматикам и идет ли вообще?

Считавшийся фаворитом фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» 72-летнего шведа Роя Андерссона победил не в главной номинации, а как «лучшая европейская комедия». На эту роль гораздо более годился «Новейший завет» Жако ван Дормаля, но голосование европейских академиков решило так, а не иначе. В «Голубе» много абсурдистского юмора, однако назвать комедией фильм, в одной из сцен которого англичане поджаривают рабов во вращающемся цилиндре, можно разве что с оглядкой на черный юмор «Шарли Эбдо».

Российских фильмов не было в этом году ни в одной из номинаций, они становятся все более чужды европейскому киноконтексту. О русскоязычном кино на берлинской призовой церемонии напоминал только портрет украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного в России за терроризм. Кинематографисты Европы подписали уже которое по счету письмо с требованием освобождения узника, последнее из этих писем адресовано генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.

Вся лента