"А руководитель... будет один — я"
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в уходящем году провел реформу исполнительной власти в регионе. Политологи предостерегают: стилистика "губернатор в ответе за все" является уязвимой.
Уходящий год стал для губернатора Ленобласти Александра Дрозденко богатым на события. В мае он досрочно ушел в отставку, а в сентябре переизбрался с таким высоким процентом голосов (82,1%), что один из его конкурентов назвал результат выборов "дагестанским". После триумфальной победы на выборах (которые, правда, прошли в отсутствие сильных соперников) Александр Дрозденко объявил, что начинает реформу исполнительной власти в регионе.
Замкнул на себе
Суть реформы в том, чтобы перестроить систему управления регионом по федеральной модели. Администрацию Александр Дрозденко разбил на два равнозначных блока и каждый из них взял под свое личное руководство. Первый — административный — по функционалу замыкается на администрацию президента. Этим блоком, помимо главы региона, руководят два вице-губернатора: один координирует аппарат, другой отвечает за внутреннюю политику. Второй блок — правительственный — устроен по аналогии с российским кабинетом министров. За одним лишь исключением: председателем правительства тоже является губернатор. У него есть семь заместителей (один из которых — первый), и каждый отвечает за определенную отрасль.
Ревизионные функции между двумя этими блоками господин Дрозденко тоже разделил поровну. В подчинении у областного правительства он оставил комитет по государственному финансовому контролю, схожий по функциям с Росфиннадзором. А административный блок получил новый контрольно-ревизионный комитет, который будет следить за исполнением поручений губернатора так же, как контрольное управление президента РФ следит за исполнением поручений главы государства.
Еще когда реформа обсуждалась в региональном парламенте, эксперты отмечали: в законопроекте не прописано, кто будет исполнять обязанности губернатора в случае его отсутствия. Эту проблему Александр Дрозденко решил в ручном режиме: он оставил за собой право назначать исполняющим обязанности главы региона любого из членов правительства в зависимости от того, какие задачи в определенный момент будут стоять перед регионом. А на пост первого вице-губернатора, предусмотренный в уставе региона, решил вовсе не назначать никого. "Я могу назвать любого из двух вице-губернаторов первым, но пока не буду делать этого, чтобы уравновесить их позиции с позициями членов правительства, — объяснял господин Дрозденко BG в октябре. — Я даю понять, что все абсолютно равны, и буду смотреть, кто лучше себя покажет. А руководитель на первом этапе будет один — я".
Раскадровка
Изначально, по данным источника BG в областном правительстве, титул "первого" должен был достаться вице-губернатору по внутренней политике Сергею Перминову. Кандидаты на этот пост традиционно проходят неформальное согласование с администрацией президента. Однако в администрации президента, по словам собеседника BG, кандидатуру господина Перминова могли не согласовать, поэтому не исключено, что решение о его назначении губернатор взял "под личную ответственность".
До реформы должность первого вице-губернатора занимал Константин Патраев, в прошлом — глава администрации Выборгского района. Его отставка была предсказуемой: еще весной Александр Дрозденко указывал на "просчеты в работе внутренней политики", которые обращают на себя внимание администрации президента.
Наблюдатели предсказывали отставку и вице-губернатору Дмитрию Ялову, у которого обнаружились украинские родственники — сестра его супруги вышла замуж за сына президента Украины Петра Порошенко. Однако господин Ялов вошел в новое правительство в качестве зампреда по экономике.
А вот уход куратора ЖКХ и ТЭК Юрия Пахомовского, напротив, стал неожиданностью: ни у кого из депутатов, опрошенных BG, не было претензий к его работе. На место господина Пахомовского губернатор назначил экс-депутата ЗакСа Ленобласти Олега Коваля, выходца из структур "Газпрома". С 2009 по 2014 год господин Коваль занимал должность заместителя гендиректора по капитальному строительству и инвестициям ОАО "Газпром газораспределение" — компании, которая реализует в регионе крупные инвестпроекты.
Назначение господина Коваля единственное обращает на себя внимание, в остальном же кадровый состав администрации Ленобласти значительно не поменялся, замечает доцент кафедры политической психологии факультета политологии СПбГУ Александр Конфисахор. По его словам, административная реформа в регионе получилась во многом "декоративной".
Два разных человека
Политологи сходятся во мнении, что главный результат этой реформы — усиление позиций Александра Дрозденко, укрепление его вертикали. "Губернатор сосредотачивает очаги власти в своих руках, чтобы в структуре не было каких-то черных пятен", — говорит Александр Конфисахор.
Доцент кафедры политического управления факультета политологии СПбГУ Анна Волкова считает это вполне объяснимым: на первый срок господин Дрозденко был назначен президентом, а сейчас впервые прошел через процедуру выборов. "Губернатор назначенный и губернатор избранный — это два разных человека. Легитимность Дрозденко повысилась, самоощущение изменилось, он теперь по-другому понимает свою роль", — утверждает эксперт.
Стремление выстроить максимально четкую и удобную систему органов исполнительной власти, по мнению политолога, объясняется еще и тем, что надвигается новый электоральный цикл — в будущем году истекают полномочия депутатов регионального парламента. "Губернатор дает понять федеральным властям, что ситуация по максимуму им контролируется", — резюмирует госпожа Волкова.
Политолог Евгений Минченко соглашается, что совмещенная кампания по выборам в Госдуму и в региональный ЗакС станет для Александра Дрозденко первым серьезным испытанием на посту главы региона, поскольку губернаторские выборы в сентябре "были неконкурентными и прошли тихо". Будущий год, по словам политолога, покажет, насколько эффективна система управления регионом, выстроенная господином Дрозденко, — федеральные власти будут делать выводы о его работе, исходя из итогов парламентских выборов.
Однако, отмечает господин Минченко, демонстрация персонального лидерства губернатора — стратегия уязвимая. "Если создавать стилистику "я отвечаю за все", то любая проблемная ситуация будет ставиться в вину лично губернатору, и стрелочника будет найти сложнее", — предостерегает эксперт.