«Людские пороки и убогость бытия — темы, которые нравятся заграничному зрителю»

The New York Times высоко оценил российское кино

Российский фильм «Дурак» режиссера Юрия Быкова вошел в пятерку лучших кинолент года по версии издания The New York Times. Американцы отдали картине четвертое место в рейтинге. Один из авторитетных критиков, писатель Стивен Холден, сравнил «Дурака» с другим российским фильмом — «Левиафан». Обе эти картины, по заключению эксперта, «беспощадно демонстрируют коррупцию» в России. Отечественные же кинокритики в своих оценках ленты разошлись. Некоторым показалось, что иностранцы отметили Быкова не за режиссерский талант, а из-за политической конъюнктуры. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Filmz.ru

Чересчур порядочный и слишком наивный, простой сантехник Дмитрий Никитин пытается спасти обитателей общежития. Здание вот-вот рухнет из-за огромной трещины. Но надвигающаяся катастрофа не беспокоит ни чиновников, ни жителей самого общежития. Родители и жена сантехника крутят пальцем у виска и не понимают, почему он рискует собой ради незнакомцев.

Мрачный город, озлобленные люди, коррумпированные чиновники — все это, так знакомое россиянам, вдруг оказалось близко и американцам. Фильм «Дурак» с успехом прошел в прокате США, потом во Франции. Лента получила рейтинг 3,8 из 5 баллов, обогнав «Голодные игры: Сойка-пересмешница» и «Макбет». Русского «Дурака» посмотрели также в Греции, Польше, Швейцарии и других странах. Интерес иностранцев к фильму — это, скорее, не оценка кинематографии, а любопытство к стране, про которую только и слышно в новостях в последнее время, полагает кинокритик Дмитрий Дабб.

«Когда, например, были протесты в Иране, очень многие обратили внимание на иранское кино. Когда страна попадает в некий фокус зрения, то к ее искусству намечается повышенное внимание, и, может быть, этот интерес к России смог заставить газету The New York Times обратить внимание именно на фильм "Дурак". Идея фильма хорошая, но как он сделан — я бы его ни в коем случае не назвал в числе пяти лучших фильмов года вообще», — отметил Дабб.

Людские пороки и убогость бытия — темы, которые в последние годы обыгрывают российские киностудии, и это нравится заграничному зрителю. Два года назад, когда на фестивале в Риме представили «Трудно быть богом», Умберто Эко резюмировал: «В сравнении с Германом фильмы Тарантино — это Уолт Дисней». Только в социальных драмах можно показать героя, и только так раскрывается и сам режиссер, считает президент российской Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов.

«Россию показывают русские режиссеры так, как они ее видят, и Юрий Быков ее видит так. Картина эта, кажется, выдающаяся. "Левиафан" — не самая удачная картина Звягинцева, но, безусловно, картина человека одаренного. "Трудно быть богом" Алексея Германа — картина, безусловно, талантливая, но еще более мрачная, чем все эти, однако она не пошла, она не произвела такого впечатления, потому что там было Средневековье, а здесь все-таки современность», — полагает Разлогов.

Кстати, в «Дураке» сам Юрий Быков пытался уйти от обвинений в депрессивности сюжета. В интервью «Коммерсантъ FM» он пояснил, что снимал не о разрухе, а о достоинстве человека.

«Я к своему народу, каким бы он ни был, отношусь достаточно внимательно, с пониманием искренним и с жалостью. После "Майора", когда набралась критическая масса мнений о том, что я не люблю ни своих героев, ни свою малую и большую родины, мне пришло в голову показать историю сквозь призму положительного персонажа в центре, сохранив все те принципы и все те коды, которые для меня важны. Просто сделать, насколько это возможно в реалистической драме, историю с героем, от начала до конца обладающим каким-то моральным и этическим нравственным потенциалом», — рассказал Быков.

Издание The New York Times опубликовало сразу несколько рейтингов от трех видных кинокритиков Америки. Холден отдал первое место фильму-номинанту на «Золотой Глобус» «Кэрол». Это история любви двух женщин. Критик Энтони Скотт считает, что лучшей картиной года стала французская драма «Тимбукту». А третий эксперт Манола Даргис разделил первое место между фантастическим боевиком «Кредо убийцы» и продолжением кинофраншизы от австралийского режиссера «Безумный Макс: Дорога ярости».

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...