"И в мыслях нет обидеть коллег"
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова — о просчетах правительства
Счетная палата подвела свои итоги уходящему году. Их представляла председатель СП Татьяна Голикова. У "Огонька" был шанс задать некоторые уточняющие вопросы
Об Антикризисном плане правительства Формально Антикризисный план выглядит так: мероприятие — дата выпуска постановления правительства, утверждение нормативного акта или внесение соответствующего законопроекта в Думу. Если по этим пунктам удалось отчитаться, формально задача является выполненной.
Счетная палата оценивает результативность планов по иным критериям — по результатам, которые достигаются по итогам того или иного мероприятия. Конечно, мы отслеживаем и выход нормативных документов, но также и то, как финансируются расходы, предусмотренные для реализации плана, как быстро они доходят до получателя и что он с этими деньгами делает, а главное — есть ли реальный результат или его в принципе нет. Так что когда Счетная палата отчитывалась по итогам I полугодия и за 9 месяцев 2015 года, то наши оценки расходились с правительственными. Пока по статистике мы не видим каких-то серьезных результатов, которые бы были достигнуты, но многие мероприятия и не рассчитаны на краткосрочную перспективу.
Об импортозамещении Когда правительство сформулировало план по импортозамещению, то, наверное, не до конца оценивало, какие из сфер потребуют максимум господдержки, а какие — минимум. Сегодня есть 20 планов по импортозамещению, разработанных Минпромторгом. В них 2300 позиций. Мы точно знаем, что лишь по 462 из них проводятся какие-то мероприятия. Сколько эти планы стят? Аналитическая оценка — 2,5 трлн рублей, при этом 1,9 из них — за счет самих предприятий или взятых ими кредитов, а 600 млрд — средства бюджета. Правда, нет разбивки по годам... Но мы же реалисты, видим структуру бюджета-2016 и понимаем, что пока таких денег на импортозамещение в нем нет. Понятно, что полученные в этом году экономические итоги подталкивают к тому, чтобы четче определять приоритеты, отобрав самое насущное на будущий год, а остальное временно придержать.
О региональных бюджетах Предварительные итоги, которые мы сейчас подводим, свидетельствуют об ухудшении ситуации с региональными финансами. К сожалению, все немного зациклились на том, что в структуре госдолга регионов существенный объем занимают коммерческие кредиты и что нужно только заместить их бюджетными деньгами и тогда проблема будет решена. Но ведь коммерческие кредиты — это лишь следствие, нужно понять причину: для чего эти кредиты регионам? Ответ, по-моему, очевиден: объем расходных полномочий, который закреплен за регионами, для многих непосилен. Между Счетной палатой и Минфином возник спор на тему: сколько стоят указы президента-2012? Минфин утверждает, что цена — около 700 млрд рублей, а регионы дают иную цифру — 2,8 трлн. При этом Минфин убежден, что не нужно вмешиваться, как регионы оценивают и исполняют указы. У Счетной палаты иная точка зрения: чтобы оценить исполняемость указов к установленным срокам, нужно знать точно, сколько они стоят и хватит ли на это средств. Когда я спрашивала Минфин, откуда они взяли цифру в 700 млрд, они отвечали, что "считали по нормативам". По каким? Ответа нет. А вообще я не сторонник позиции, что на разбалансированность региональных бюджетов повлияли только указы-2012. Ведь рост региональных долгов начался до того, как указы были приняты и начата их реализация!
О несбывшихся прогнозах бюджета Почему ошибаются? Почему не прислушиваются к другим экспертам? Конечно, мы далеки от мысли, что правительство не видит реальную ситуацию. Конечно, видит, но планы, которые оно строит, должны вселять в граждан оптимизм, иначе нам всем грозит депрессия. Плохо, когда эти планы, еще не будучи реализованными, начинают меняться. Я еще год назад была против поправок в бюджет-2015 в феврале-марте, этого никому ненужного секвестра в 10 процентов, который, кроме как искажения структуры расходов бюджета, ничего не дал. Эти проценты сократили и потребовали от ведомств распределить оставшиеся 90 сообразно приоритетам. Но исполнение бюджета подтвердило лишний раз, что приоритеты министерств носят в основном местечковый характер и они не в силах увидеть ситуацию в целом и сделать ставку на то, что важно для исправления экономической ситуации в стране. Неудивительно, что по большинству расходов, которые были сокращены в марте, потом произошло увеличение. Нужно было дождаться хотя бы итогов первого квартала и уже тогда вносить поправки в бюджет.
О планировании Нужен механизм отсева: мероприятия, которые были эффективны для развития экономики в этом году, должны быть продолжены в следующем, а те, что не дали результата, необходимо было перестать финансировать или предоставить по ним иные преференции. При этом не требуется изобретать велосипед: достаточно того, чтобы федеральная власть после принятия нового бюджета в трехмесячный срок переутвердила госпрограммы, обеспечив преемственность между мероприятиями, которые дали результат. Пока же Счетная плата не видит ни преемственности, ни продолжения, ни окончания какой-либо из госпрограмм.
Об уровне инфляции Было очевидно, что оценки по инфляции на 2015 год не сбудутся. Но правительство упорно ратовало за цифру в 12-12,2 процента, тогда как по данным за 11 месяцев инфляция составила уже 12,3 процента, а если продолжится тенденция первой недели декабря, есть все шансы получить по году 12,8-13 процентов. Зачем же так отстаивать цифру 12? Сейчас мы наблюдаем довольно драматичное падение цены на нефть, ведущее к ослаблению курса рубля и приросту инфляции. Даже если потом цена на нефть отыграет позиции, рубль укрепится, мы не получим адекватную компенсацию по инфляции. И это весьма неприятный эффект. При этом нам говорят о том, что прогноз в 6,4 процента инфляции, заложенный в бюджет-2016, реалистичен... И это с учетом результатов нынешнего года, цены на нефть и курса рубля? Добиться показателя в 6,4 процента будет крайне сложно за год. Разве что на более длинном тренде. В любом случае уже сегодня нужно предпринять несколько шагов.
Первый: не "дергать" бюджет, а исполнять.
Второй: на высоком профессиональном уровне подготовить постановление правительства о мерах по реализации закона о бюджете-2016, памятуя слова президента о том, что в независимости от доходов дефицит не должен превысить планку в 3 процента. Вполне выполнимая задача. Всего-то нужно рационально использовать те ресурсы, которые уже задействованы в реализации проектов, и изменить по отдельным расходам (где накоплена большая дебиторская задолженность по авансам) механизм доведения лимитов бюджетных обязательств. Это позволит избежать перерасхода средств, иначе мы рискуем потерять Резервный фонд. Как тогда Россия будет выглядеть в мире? Пока у нас есть резервы, к нам одно отношение, если их не будет, оно изменится.
Третье: прекратить 100-процентное авансирование контрактов. Это уже привело к уводу денег, срывам сроков работ и пересмотру требований контрактов.
Четвертое: изменить принцип работы со взносами в уставные капиталы и субсидиями крупным корпорациям. Надо сначала оценить, для чего эти средства нужны. Иначе следует строить работу и по госзаданиям, которые устанавливаются бюджетным учреждениям: не в части сокращения расходов, как это "модно" сегодня, а с точки зрения эффективного использования средств и грамотного планирования затрат. Нужно выделить сферы, которые являются критическими, и перенастроить госпрограммы. А что сейчас? Набор в тысячи показателей... Кому они нужны? Их невозможно даже посчитать, правильно они оценены или нет, потому что Росстат такую статистику не ведет, да его никто об этом и не просит. Нужен куда меньший объем показателей, по которым можно отследить эффективность принимаемых мер, и оценивать их в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном тренде.
Об экономическом прогнозе на 2016 год Я не думаю, что нас ждет большая степень оптимизма в 2016 году, но шанс избежать потрясений есть. Нужно грамотно оценить результаты 2015 года и тогда уже сформировать комплекс мер. Знаю, что Минэкономразвития обновляет прогноз, но опасаюсь, что, когда они его закончат, он опять может оказаться нереалистичным. И в мыслях нет обидеть коллег, но пора бы остановиться и сначала подвести итоги, а потом уже определиться с тем, что необходимо делать. И опять проводить секвестр на 5 процентов бюджетных расходов чохом по всем позициям — деструктивно. Прошлый год это показал. Зачем еще раз наступать на те же грабли? Правительство сказало, что не может индексировать пенсии на уровень фактической инфляции на 1 февраля 2016 года и поэтому сделает это в меньшем объеме, а по итогам первого полугодия, может быть, вернется к этой теме. На прошлой неделе заговорили уже и о том, что из-за падения цены на нефть надо бы провести секвестр сейчас. Но ведь такими заявлениями мы формируем отношение населения! Прежде чем что-то сказать, нужно быть уверенным в последствиях. Я лично убеждена, что о секвестре говорить было не нужно. Понимаю, без бюджета страна жить не может, потому его необходимо было принять, давайте его исполнять. Все же прекрасно понимают, что нас ждет в 2016-м: ситуация окажется более критичной, чем тот прогноз, что сейчас заложен в бюджет.
Но тем не менее российская экономика может спокойно пройти 2016 год с учетом уроков 2015 года.