Правила игры
в выдачу кредитов золотом выводит обозреватель отдела бизнеса Анатолий Джумайло
Подконтрольная группе "Русские фонды" золотодобывающая компания "Селигдар" вчера удивила участников рынка, объявив, что около $110 млн из привлекаемых у ВТБ $215 млн оформлены как металлический заем: компания занимает у банка золото под 7% годовых, которые будут начисляться на физический объем выбранного металла, сопоставимого с двумя третями ее годовой добычи. Валютный кредит на $105 млн, который обеспечен акциями входящих в "Селигдар" компаний, обойдется золотодобытчику в 7,5%.
Крупные российские золотодобытчики по-разному относятся к хеджированию — например, Polymetal, Nordgold и Kinross сейчас его избегают, а Polyus Gold, Petropavlovsk и Geopromining используют, но никто из них не прибегает к такому оригинальному способу страхования заимствований, как "Селигдар". Обычно компании привлекают деньги под будущие объемы поставок золота банку, используя стандартное хеджирование — с порогами по биржевой цене металла в определенные периоды времени. Механизм хеджирования у "Селигдара" иной: компания берет золото у банка, продает его на рынке (не исключено, что самому ВТБ), чтобы получить финансирование, а уже после — спустя год — отдает банку свое собственное золото.
В "Селигдаре" объясняют, что комплексный инструмент от ВТБ "фактически объединяет кредит и хедж, и суммарно его стоимость для компании дешевле, чем сумма инструментов по отдельности". Металлический заем — оптимальный инструмент с учетом длительного производственного цикла и того, что в нем нет привязки к будущей цене металла, как в стандартном хедже, считают в компании. "Этот инструмент использовался отраслью и раньше: Гохран кредитовал так небольшие золотодобывающие компании",— напоминает председатель совета директоров "Селигдара" Сергей Рыжов. Правда, мои собеседники на рынке говорят, что пример с Гохраном нельзя назвать удачным: деньги, выданные в 1990-х годах Гохраном слитками золотодобывающим регионам и пошедшие на развитие добычи, по большей части в закрома родины не вернулись — не везде удалось выйти на запланированные объемы, а где-то средства банально разворовали.
Размещение золота в качестве кредита "Селигдару" может быть выгодно ВТБ, которому нужно уравнять свои золотые пассивы и активы: на межбанковском рынке банк может одолжить контрагентам золото по ставке меньше 1% годовых, к тому же найти заемщика на все 100 тыс. унций может быть проблематично. Но мнение менеджмента "Селигдара" о том, что отсутствие хеджа по цене снижает риски, на рынке не разделяют: там отмечают, что металлический заем "Селигдара" и сейчас напоминает рулетку — если цена на металл вырастет, то при возврате золота банку компания лишится значимой части денежного потока.