Вы без моря обойдетесь?

Глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что необходимость пляжа и моря как обязательных атрибутов отпуска — это навязанный стереотип. «Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря»,— сказал он. Дом и виллу на Сейшелах, по словам чиновника, он уже продал.

Фото: Борис Вишневский, Коммерсантъ

Я могу обойтись без моря. Предпочитаю лежанию на песке активный отдых и чаще всего в горах на лыжах. А глава Ростуризма в данном случае стал заложником «теории мелких ошибок». Когда у людей нехорошо идут дела, они начинают суетиться, работают спустя рукава, понимая, что все равно ничего не выйдет. И совершают те самые мелкие ошибки. К их числу я отношу также истории с дальнобойщиками, с уничтожением санкционных продуктов. Это очень опасные истории.

Павел Медведев, финансовый омбудсмен


Пусть это и стереотип, но не обойдусь. И если люди — и я в том числе — хотят посмотреть заморские красоты, искупаться в теплом чистом море и комфортно отдохнуть, то они вправе рассчитывать на это. Если бы у нас в стране была нормальная инфраструктура, я бы мог довольствоваться российскими курортами. Но пока такого нет.

Павел Титов, председатель совета директоров компании «Абрау-Дюрсо»


Я сторонник отдыха в лесу и на заливных лугах. У нас в Рязанской области это основные места отдыха. Выезжаю на море только тогда, когда есть возможность поехать в Крым вместе с семьей и внуками.

Игорь Морозов, член комитета Совета федерации по международным делам


Мне очень грустно без моря, в нем столько потрясающей красоты. Слова «море» и «отдых» — синонимы, и не надо из этого делать проблемы. В старые добрые времена говорили: мода — это ужасно, носите что дали. А на самом деле носить было нечего, потому и придумали такой слоган. И сейчас мы можем дойти до этого. А это нечестно и неправда. Есть красота Красного моря, чистота Средиземного. Я весь мир объездил и очень любил отдыхать в Турции. А теперь: «Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна…». Обидно.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала «Ералаш»


Я уже восемь лет не был на море, и особенной тяги не чувствую. Но с медицинской точки зрения отдых там может быть очень полезен. Это и смена климата, и морской воздух. Так что необходимость отдыха на море — это вопрос к министру здравоохранения, а не к главе Ростуризма. Что касается альтернативы морю, то в России сейчас появляются горнолыжные курорты. Пока они дорогие, но со временем наберут популярность.

Алексей Диденко, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству


Без теплого моря — легко. Мне на самом деле море очень нравится, но только холодное, например Балтийское. Я жаркую погоду плохо переношу. Впрочем, вряд ли многим россиянам Крым заменит южные моря. Крым всегда был зимним курортом — императорская фамилия и другие представители двора отдыхали там именно зимой. Поэтому неправильно сейчас воспринимать Крым, как место исключительно летнего отдыха.

Никита Белых, губернатор Кировской области


Я вырос в Крыму и без моря не обойдусь. Для меня всегда было и есть море — это Черное море. Оно стало частью меня. Там я встречаюсь с одноклассниками, и мы ведем себя как дети. Вряд ли кто-то согласится добровольно от этого отказаться. Черное море для многих давно стало родным, но для того, чтобы туда хотелось бы приезжать каждый год, нужно развивать систему отелей «все включено». В Крыму еще есть неосвоенные берега, на которых можно построить, как в Турции, клубы, отели, создать всю инфраструктуру. Тогда и о береге турецком мы бы забыли.

Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству


Я бы без моря обошелся. Хотя по морям за свою жизнь столько наездился! Однажды посчитал, что за год был на море 17 раз, включая Карское и Охотское. Недавно я познакомился с горными лыжами, и мне они приносят куда больше эмоций.

Вячеслав Малежик, музыкант


Я не обойдусь. В Сочи поеду или на Азовское море, если не будет другой возможности. Хотя я не считаю море обязательным атрибутом отдыха. Есть масса интересных мест у нас, особенно на Севере. Но летом хочется к большой воде.

Виталий Зинченко, президент Союза производителей пищевой продукции Таможенного союза


Конечно, обойдусь. В мире еще столько мест, помимо побережья, куда можно съездить. Тем более в России — Байкал, Карелия, Камчатка, Крым, Кавказ. Море — это вообще стереотип, тут я согласен с главой Ростуризма. Есть красивейшие озера и реки. Единственное, чего не заменить,— это морскую соль.

Евгений Строгов, председатель Российской федерации мототуризма


А зачем? Предки обходились и без холодильников, телефонов, телевизоров, это тоже навязанные стереотипы? Как говорил О. Генри, песок — плохая замена овсу, а Крым — плохая замена Турции. Черное море холоднее Средиземного, поэтому в Турции на 10 градусов теплее, и сезон длится в два раза дольше. Если господин Сафонов считает, что прекрасно можно обойтись без моря, то зачем ему была нужна вилла на Сейшелах?

Борис Вишневский, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга

ВОПРОС НЕДЕЛИ / 11 ЛЕТ НАЗАД*

Вы верите в светлое будущее?

Министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что средняя зарплата в России будет расти на 7,8% в год.

Нет! Впрочем, чиновники живут в другой стране: у них благосостояние и сейчас — как во Франции.

Георгий Гречко, летчик-космонавт


Я верю в светлое будущее, но не верю Кудрину. Он представитель когорты финансистов, которые работают уже 15 лет, но так и не сформировали новые рынки труда.

Элла Памфилова, председатель комиссии по правам человека при президенте России


Я верю в светлое будущее Алексея Кудрина. Он уже достиг уровня немца и может шутить. А мы через 25 лет достигнем уровня Северной Кореи. Зарплата растет только у членов «Единой России».

Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»


Без веры жить нельзя. У государства и бизнеса есть потенциал, чтобы россияне зажили достойно и раньше 2028 года. Главное — правильно распределить средства.

Ольга Голодец, заместитель гендиректора «Норильского никеля»


Не верю я. Если не брать зарплату работников сырьевых монополий, то правительство ведет нас к нищете. С такой политикой мы никогда не догоним европейские страны.

Сергей Глазьев, депутат Госдумы


Нет, тоже мне Ленин

Владимир Винокур, артист

*Должности указаны на момент опроса.
Вся лента