Десять лет до газовозов
"Звезда" выйдет на шельф после 2025 года
Возможность производства высокотехнологичной шельфовой техники на верфи "Звезда" продолжает вызывать вопросы в правительстве. Как выяснил "Ъ", сами участники консорциума по строительству верфи тоже не рассчитывают выпускать крупнотоннажные танкеры и газовозы высокого ледового класса в ближайшее время.
"Ъ" удалось ознакомиться с наиболее актуальной моделью загрузки и финансирования строящейся верфи "Звезда". Ее подготовили Минпромторг и "Роснефть" к совместному заседанию межправкомиссий по импортозамещению и социально-экономическому развитию Дальнего Востока, которое состоится 18 декабря. Из документов следует, что сейчас прогнозный заказ судов и шельфовой техники на "Звезде" до 2030 года оценивается в 116 единиц. Основной объем должна обеспечить "Роснефть". Но в ближайшие годы загрузка будет невелика — в 2018 году планируется построить плавдок и верхнее строение морской буровой установки, на 2019 год запланирована сдача четырех судов снабжения и двух судов-складов ледокольного класса.
Сдавать высокотехнологичные суда для перевозки нефти и газа "Звезда" начнет только через десять лет. В 2024-2025 годах должны быть сданы 24 крупнотоннажных танкера Aframax и 20 универсальных судов снабжения. В 2027 году "Звезда" может построить 11 газовозов СПГ или танкеров Aframax высокого ледового класса Arc7. Потенциальными проектами для использования танкеров ледового класса могут быть Долгинское шельфовое месторождение в Печорском море ("Газпром нефть") и месторождение Победа в Карском море ("Роснефть"), освоение арктического побережья и прибрежной зоны Восточной Сибири ("Роснефть", ЛУКОЙЛ), проекты на глубоководном шельфе Сахалина. Кроме того, как танкеры (под газовый конденсат), так и газовозы усиленного ледового класса необходимы будут НОВАТЭКу для его СПГ-проекта на Гыдане.
Впрочем, пока реальность производства высокотехнологичной шельфовой техники на "Звезде" вызывает много вопросов у участников рынка и профильных ведомств. Вчера "Интерфакс" со ссылкой на собственный источник сообщил, что Минэнерго в письме Росимуществу "критично высказалось" о возможностях отечественного судостроения, отметив, что "наиболее плачевная ситуация с танкерами-газовозами СПГ". О том, что газовозы и тяжелые нефтяные танкеры — "не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители", говорил "Ъ" в ноябре 2014 года и глава Минпромторга Денис Мантуров. Он отмечал, что "Звезду" можно сделать "более компактной" и скорректировать ее производственную программу. Источники "Ъ" в судостроительной отрасли тоже отмечают, что "в условиях санкций получить технологии для строительства газовозов сложно" и "для рынка остается более логичным размещать заказы на южнокорейских верфях, например DSME".
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что "определенности, под какие именно шельфовые проекты будут строиться газовозы и танкеры, сейчас, очевидно, нет и сдача судов намечена на отдаленные сроки не только из-за достройки "Звезды", но и из-за неопределенности с их заказом". Эксперт подчеркивает, что "Роснефть" "не раз декларировала строительство танкеров и газовозов, снять их сейчас из плана производства будет сложно". При этом, по мнению госпожи Малышевой, несколько заявленных на ближайшее время судов-снабженцев не обеспечат полноценную загрузку верфи.