Турция оставит военных в Ираке
Анкара объяснила, почему считает законным размещение контингента в Башике
Впервые за время конфликта с Багдадом из-за ввода турецких войск на территорию Ирака Анкара предприняла попытку обосновать свои действия. Премьер Турции Ахмет Давутоглу рассказал о необходимости защитить от угроз "Исламского государства" (ИГ; запрещено в России) лагерь в Башике, где турецкие инструкторы проводят обучение курдского ополчения — "Пешмерги". При этом, по данным турецких СМИ, власти страны начали переговоры с лидерами западной антитеррористической коалиции о том, чтобы перевести тренировочный лагерь в Северном Ираке под эгиду коалиции. Это позволило бы сделать пребывание турецких войск на иракской территории законным.
В конфликте вокруг ввода турецких военных в Ирак, вызвавшего резкое осуждение центрального руководства в Багдаде и раздражение Москвы, наметился новый поворот. Впервые с момента, когда 130 турецких военнослужащих, танки и артиллерия были дислоцированы в районе города Башика в Северном Ираке (см. "Ъ" от 7 декабря), власти Турции попытались обосновать предпринятый в одностороннем порядке шаг. Премьер Ахмет Давутоглу вчера объяснил, что расположенный в иракской Башике тренировочный лагерь "Пешмерги" нуждался в дополнительной защите: турецкая разведка якобы получила информацию об угрозах лагерю со стороны Мосула — второго по величине города Ирака, находящегося под контролем ИГ. Господин Давутоглу пояснил, что у иракского руководства "нет возможности обеспечивать безопасность на территории страны".
Ахмет Давутоглу предупредил, что Турция не намерена отказываться от военного присутствия в районе Башики. "В боестолкновениях наши военные участвовать не будут, они находятся в Ираке только для обучения местных сил,— сказал турецкий премьер.— Законность их присутствия там не обсуждается". Эти заявления вызвали возмущение жителей Ирака, до этого уже ответивших на действия турецкой стороны многотысячной акцией протеста в центре Багдада с требованиями к Анкаре пересмотреть свою политику "неприкрытого вооруженного вторжения".
Аналогичным образом ранее в этом году Анкара действовала на территории Сирии: в феврале турецкие военные провели в этой стране кампанию "в защиту национального духовного наследия", когда вывозили из "турецкого анклава" в провинции Алеппо усыпальницу Сулеймана Шаха, предка основателя Османской империи (см. "Ъ" от 22 февраля). Тогда Анкара не запрашивала разрешения сирийских властей на проведение операции, как и в этот раз — Багдада.
Размещение контингента в Башике — это уже второй за последние несколько месяцев ввод турецких войск на территорию Ирака. В сентябре турецкий спецназ развернул "краткосрочную наземную операцию" на территории Иракского Курдистана — возглавляемой Масудом Барзани автономии на севере Ирака. Те меры Анкара приняла ради борьбы с базирующимися на территории автономии вооруженными подразделениями Рабочей партии Курдистана (РПК), имеющей в Турции статус террористической организации. Успехи лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в налаживании связей с Масудом Барзани позволили турецким военным действовать на территории автономии фактически как дома. Таким же образом они воспринимают и Башику, расположенную в непосредственной близости от Иракского Курдистана.
Есть еще одна причина, по которой турецкие власти заинтересованы в укреплении безопасности курдской автономии. Вчера Эрбиль — столица Иракского Курдистана — официально объявил о сроках реализации совместных с Анкарой энергетических проектов. Трубопровод для поставок природного газа из автономии в Турцию будет проложен к концу 2017 года, перекачка же газа начнется в 2018 году. Предполагаемый объем природного газа, который Турция намерена получать из Иракского Курдистана,— 4 млрд кубометров в год (в среднем Турция потребляет 55 млрд кубометров). Напомним, на фоне конфликта с Россией и отказа Москвы от реализации проекта "Южный поток" власти Турции объявили о разработке плана по диверсификации "энергетической корзины". Трубопровод из Иракского Курдистана может стать одним из первых пунктов этого плана.
Глава МИД Ирака Ибрахим аль-Джафари на днях заявил, что Багдад намерен решать конфликт с Анкарой дипломатическим путем. Получить разрешение Багдада на присутствие своего контингента на иракской территории заинтересованы и в Анкаре. По данным газеты Hurriyet, Турция стремится разрядить напряженность с Багдадом за счет договоренностей о переводе тренировочного лагеря в Башике, вокруг которого возник спор, под эгиду сил западной коалиции, воюющей против ИГ.