Перевозчики требуют снять с тарифов тормоза
Власти города не хотят отказываться от регулирования платы за проезд у частных компаний
Хотя до нового года осталось всего две недели, вопрос о том, по какой схеме в наступающем году будут работать частные пассажирские перевозчики, до сих пор не решен. Камень преткновения — новый федеральный закон, который запрещает Смольному регулировать стоимость проезда на коммерческих маршрутах. Однако в комитете по транспорту, как утверждают участники рынка, хотят оставить это право за собой, опасаясь чрезмерного роста тарифов. Перевозчики, напротив, уверены: если коммерческий транспорт останется убыточным, денег на социальные маршруты и вовсе взять будет неоткуда.
Петербургский комитет по транспорту до сих пор не договорился с частными перевозчиками о том, по какой схеме они будут работать в наступающем году. Срок действия договоров между Смольным и многими частными перевозчиками истекает 31 декабря. Эти компании сейчас обслуживают не только коммерческие, но и социальные маршруты (наряду с ГУП "Пассажиравтотранс"). Перевозчики требуют, чтобы Смольный перезаключил с ними договоры на новых условиях и разрешил им самостоятельно устанавливать стоимость проезда в маршрутках. Это право перевозчикам предоставляет новый федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров" (220-ФЗ), который вступает в силу 1 января 2016 года.
Этот закон предполагает две категории тарифов: регулируемые и нерегулируемые. В одном случае городская администрация сама определяет стоимость проезда и устанавливает льготы, но при этом выплачивает перевозчику субсидии из бюджета. Во втором случае тариф устанавливают сами перевозчики, исходя из своих затрат.
Однако в Смольном, как рассказали "Ъ" несколько участников рынка, хотят оставить за собой право регулировать тарифы на коммерческих маршрутах. "Один из вариантов, который предлагает сейчас комитет по транспорту, — закрепить на коммерческих маршрутах регулируемые тарифы, но при этом не платить субсидий. В противном случае, как опасаются в комитете, социальные маршруты станут перевозчикам неинтересны", — объяснил гендиректор ООО "ПТК" Алексей Ивин.
Дело в том, что сейчас частная компания может заняться перевозками лишь в том случае, если возьмет себе "в нагрузку" определенное количество социальных маршрутов. "И если "Пассажиравтотрансу" достаются прибыльные маршруты, то нам отдают самые убыточные. Существование социального транспорта возможно только при наличии транспорта коммерческого — за счет перераспределения прибыли", — поделился с "Ъ" глава некоммерческого партнерства "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев. По его словам, поведение комитета по транспорту говорит о том, что чиновники хотят "понравиться губернатору и горожанам", избежав необходимости принимать непопулярные решения и брать на себя ответственность за повышение стоимости проезда.
Однако, по словам представителя одного из частных перевозчиков, даже если Смольный "отпустит" тариф на коммерческих маршрутах, стоимость проезда резко не вырастет. "Законы рынка никто не отменял. Перевозчики не будут работать себе в убыток и ставить тарифы выше, чем у конкурентов", — говорит собеседник "Ъ". По его словам, отказываться от обслуживания социальных маршрутов перевозчики тоже не будут: сложился определенный механизм работы, есть производственная база. "Один из вариантов, который предлагают перевозчики, — пролонгировать договоры до 2018 года, пусть и на старых условиях. Это даст возможность обновить автопарк. Потому что в 2016 году Смольный будет проводить конкурс, а со старым парком в конкурсе не победить", — пояснил собеседник "Ъ".
В комитете по транспорту отказались сообщить "Ъ", какие условия договора предлагают перевозчикам, сославшись на то, что переговорный процесс пока не окончен. Сами перевозчики тоже комментируют ситуацию неохотно: в Петербургское бюро транспортной информации от комментариев вчера отказались, в ОАО "Третий парк" заявили лишь, что ведут диалог с комитетом.
Вице-губернатор Игорь Албин пообещал "Ъ", что "тарифы на перевозки на общественном городском транспорте, независимо от формы собственности перевозчика, будут экономически обоснованными, необременительными для жителей города и едиными для всех участников этого рынка". Он напомнил, что "по всем решениям, которые принимают транспортные власти Санкт-Петербурга, проводятся консультации с профессиональным сообществом, в том числе и с коммерческими перевозчиками. И даже тарифная политика — не что иное, как мягкий путь между потребностью рынка и возможностями перевозчиков".