«Это классические часы на каждый день»
Глава ювелирно-часового направления Louis Vuitton Амди Шатти о новой коллекции часов LV Fifty Five
— С чего началась работа над новой коллекцией часов LV Fifty Five?
— С того, что мы поняли, что нам нужны часы на каждый день. У нас в коллекции была Tambour — очень яркая спортивная модель, у нас была Escale Time Zone — у нее тоже необычный дизайн, но часов, подходящих к разной одежде и случаям в жизни, не было. Не тех, которые привлекают внимание окружающих, не тех, о которых спрашивают "а что это у тебя на запястье", а тех, в которых попросту удобно. Но даже такие часы должны быть узнаваемыми. Мы хотели, чтобы они были аутентичными, чтобы это были не просто круглые часы, которые вдруг появились в нашей коллекции, а стопроцентный Louis Vuitton. С дизайнерами мы пошли в архивы и увидели алюминиевый сундук, который дал нам много идей. Все это было два года назад.
— За эти два года первоначальная идея сильно изменилась или эскизы двухлетней давности и представленные нынешней осенью часы похожи?
— Смотря какие. Создание корпуса было самой простой частью работы над LV Fifty Five. А вот с циферблатом получилось гораздо сложнее. Идея такой обработки поверхности, чтобы у индикаций часа был ободок, пришла к нам ближе к завершению работы над LV Fifty Five. Непросто было и с выбором цвета: мы хотели, чтобы в часах присутствовал какой-то яркий элемент, но нам нужен был цвет, который не приедается, который можно носить каждый день. Кроме прочего, дизайнеры никак не могли понять, чего именно я хочу. Я говорил: добавьте немного цвета, и они делали эскиз слишком ярким. Но мы наконец поняли друг друга: они предложили очень нравящуюся мне идею — сделать стрелки цвета зеленый металлик. Такая маленькая, но заметная деталь — то, что нужно.
— Почему именно зеленый?
— Мне кажется, что это очень спокойный цвет. Красный у меня ассоциируется со спортом, энергией, желтый у нас в коллекции уже был...
— Зеленый цвет в часах считается не самым выигрышным, он сложный. Пожалуй, он был на пользу только моделям Rolex. Еще выходила прекрасная лимитированная серия Reverso от Jaeger-LeCoultre с зеленым циферблатом, но это специальная серия для Лондона, у вас же — базовая модель.
Да, с зеленым и правда сложно, особенно потому что Rolex практически приватизировал этот цвет. Но у нас не совсем зеленый — я не хотел, чтобы мы просто окрасили стрелки в зеленый цвет, они металлизированные, и оттенок получается все же другой, поинтереснее.
— Хороший браслет для часов нередко сделать сложнее, чем сами часы. В LV Fifty Five совершенно новый браслет. Долго его разрабатывали?
— У нас уже было две модели часов в коллекции, дизайн которых вдохновлен сундуками, в LV Fifty Five мы снова использовали эту идею, но по-новому: характерный элемент с нашим логотипом — на ободке корпуса в том месте, где крепится браслет или ремешок. Плавно изогнутые звенья браслета, чем-то напоминающие скобы, тоже появились благодаря сундукам. Вообще, браслет в LV Fifty Five мы придумали раньше, чем сами часы. Именно потому, что у нас был такой браслет, мы и придумали особенные детали на корпусе, обычно все происходит с точностью до наоборот.
— Сколько стоят часы из новой коллекции?
— От €2 тыс. за модель в маленьком корпусе на ремешке до €4,5 тыс. за модель с функцией GMT. Очень доступные! Даже в сравнении с другими нашими часами: самые популярные в Tambour — те, что стоят порядка €4-5 тыс. А вообще средний чек на мужские часы у нас — около €6 тыс.
— Кто покупатель LV Fifty Five? Те, у кого уже есть ваши часы, или те, кто приобретает их впервые?
— Те, кто не решались купить наши часы раньше. Они приходили в бутик, смотрели на наши модели и говорили: "Мне нравится, но для меня это чересчур". Для многих Tambour был слишком ярким, слишком дизайнерским. Для них мы и создали LV Fifty Five.
— Сейчас вы представили три модели: кварцевые, автоматические и с функцией GMT. Все они оснащены механизмами ETA, но у вас есть и собственное часовое производство — La Fabrique du Temps. Не планируете расширить линию моделями с более сложными механизмами, созданными там?
— Конечно, планируем! Было бы глупо не использовать La Fabrique du Temps. Так что золотые модели с турбийонами и другими усложнениями в LV Fifty Five обязательно появятся.
— То есть вы хотите сделать LV Fifty Five основой всей вашей часовой коллекции?
— Совершенно верно. Уже в феврале-марте следующего года мы представим часы из золота, дальше — посмотрим. Мы начали с простых моделей в стали неслучайно: я хотел предельно четко донести нашу мысль о том, что LV Fifty Five — это классические часы на каждый день. Мы могли бы сразу представить в коллекции и часы с минутным репетиром, технически это не проблема, но тогда никто бы не понял нашей идеи.
— У коллекции остроумное название, ведь LV — это и есть Fifty Five, 55, только римскими цифрами. Кому пришла в голову эта идея?
— О, название далось нам непросто! Мы два года создавали часы и два года не могли дать им имени. Знаете, чем дольше придумываешь название, тем более странные варианты приходят в голову. И вот когда мы уже заканчивали часы, у нас была встреча с членом совета директоров компании Майклом Берком, он отверг все наши варианты и сказал: "А назовите их LV". Сначала я не понял. LV? Да у нас везде LV! Тогда он объяснил нам свою идею, так и появилось название LV Fifty Five. Мне оно очень нравится, запоминающееся.
— Кожаный ремешок тоже запоминающийся: мягкий, без подкладки.
— Это была идея кожевенного ателье. Мы пришли к ним узнать, что нового и интересного, сказали, что нам нужен ремешок для часов на каждый день. Они ответили, что в таком случае нам нужна очень мягкая кожа, и предложили нам ту, что обычно используют в линии Capucines. Мы впервые сотрудничали с ними, работая над ремешком. Я подумал, что странно иметь кожевенное ателье и не прибегать к его услугам в работе над часами. Застежка, кстати, тоже совершенно нового дизайна, с буквами LV. Это тоже предложение кожевенной мастерской — похожую фурнитуру они использует при создании сундуков и других предметов марки.
— Вместе с первыми часами LV Fifty Five вы показывали старинный сундук из алюминия, который стал одним из источников вдохновения коллекции. Какой сундук из архивов компании — ваш любимый?
— Этот! И не подумайте, что я говорю так потому, что хочу прорекламировать новую коллекцию. Это редкий сундук, кроме того, совершенно революционный для конца XIX века. Он был создан для экспедиций в тропики, и алюминий в нем не просто использовался как новый материал, это было функциональным решением: прочный и легкий металл очень хорош для путешествий во влажный климат. Когда я пришел в компанию шесть лет назад, меня пригласили в местечко под Парижем, где хранятся изделия Louis Vuitton, около двух тысяч сундуков разных лет. И два сундука меня заворожили: медный и этот, из алюминия. Я их тогда сфотографировал, но никакой идеи коллекции часов и в помине не было. Да и сейчас не я предложил дизайнерам выбрать этот сундук, команда решила так сама, выходит, он нам всем очень нравится.