«Коалиция должна играть роль координирующего центра»
Более 30 стран вошли в исламское объединение против терроризма
Саудовская Аравия создала свою коалицию по борьбе с запрещенным в России «Исламским государством». Заявление опубликовало агентство SPA. В военный антитеррористический альянс вошли 34 страны. Среди них, в частности, Катар, Иордания, Турция, Египет и Палестина, которая представлена как независимое государство. Штаб нового объединения откроется в Эр-Рияде. При этом Саудовская Аравия уже состоит в международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» во главе с США. Туда входят 65 стран. Новый альянс был сформирован за последние 72 часа, сообщает телеканал «Аль-Арабия». Причина столь быстрого появления коалиции — в конфликте саудитов с американцами, где каждый участник играет в свою игру, считает политолог, востоковед Карине Геворгян.
«Объединенные Арабские Эмираты достаточно конфликтно выступали против Вашингтона, даже прерывали свое участие в бомбардировках позиций ДАИШ. Эти расхождения в большой коалиции, созданной Соединенными Штатами, становятся все более заметными. И в данном случае, несмотря на то, что Турция не называется в первых рядах, сейчас главная задача исламской коалиции — освободить Мосул. Их предложение Вашингтону пока еще не принято. Они же предлагают вооружить суннитские племена юга Ирака, и Вашингтон этому делу противится», — рассказала «Коммерсантъ FM» Геворгян.
Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман ас-Сауд подчеркнул, что новая коалиция будет бороться с любыми экстремистскими организациями, а не только с ИГ. Аль Сауд также отметил, что альянс намерен сотрудничать со сторонними государствами. Саудовская Аравия считает, что борьба с терроризмом на Востоке должна вестись, прежде всего, странами этого региона, затем и создана эта коалиция, уверен профессор кафедры современного востока РГГУ Григорий Косач.
«Но не нужно думать, что эта коалиция будет направлена в первую очередь против "Исламского государства". Третий человек в саудовской властной иерархии, министр иностранных дел и одновременно заместитель наследника престола сына правящего монарха Мухаммед бен Сальман, заявил о том, что эта коалиция должна играть роль, скорее, координирующего центра, а вовсе не той группировки, которая немедленно начнет боевые действия где бы то ни было», — полагает Косач.
Международная коалиция во главе с США начала наносить авиаудары по позициям «Исламского государства» в Сирии в сентябре 2014 года. При этом согласие официального Дамаска не было получено. После того, как Россия начала военную операцию в Сирии в сентябре этого года, Саудовская Аравия стала одной из первых стран, осудивших эти действия. Она указывала, что российские ВВС наносят удары по умеренной оппозиции. Москва эти обвинения неоднократно опровергала. Появление в регионе нового объединения никак не скажется на конфигурации сил на Ближнем Востоке, это просто пиар-ход, считает политолог Владимир Брутер.
«Саудовская Аравия хочет хотя бы где-то оказаться главной и направляющей силой. Эта коалиция — еще и способ несколько скрыть свое неумение воевать за тем, что они создают крупнейшую коалицию исламских государств, которая противостоит другому исламу. В то же время всем известно, что у Саудовской Аравии, по крайней мере с "ан-Нусрой", были достаточно тесные отношения, и поэтому говорить о том, что Саудовская Аравия изначально противостояла радикальному исламу в Сирии и Ираке — это излишний оптимизм», — отметил Брутер.
11 октября в Сочи прошли переговоры президента России Владимира Путина с министром обороны Саудовской Аравии принцем Мухаммедом бен Сальманом. Тогда стороны договорились активизировать взаимодействие в борьбе с терроризмом.