«Привязка к доллару или евро все равно будет»

Росфиннадзор предложил перевозчикам грузов рассчитываться рублями

В России могут запретить расчеты в валюте за перевозки. Такие предложения подготовил Росфиннадзор. Они коснутся ввозимых и вывозимых из России, а также транзитных грузов. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в ведомстве. Инициатива предполагает, что российские резиденты смогут рассчитываться с зарубежными партнерами за перевозки только в рублях. В октябре прекратить использование валюты во внутренних расчетах потребовал президент Владимир Путин. Вице-президент по операционной деятельности DHL Юрий Шевченко обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Как вы считаете, насколько реализуемо предложение Росфиннадзора, пойдут ли контрагенты на такое предложение?

— Мне кажется, что любые предложения реализуемы. Пойдут или не пойдут, если у них не будет никакого другого пути — возить все равно надо будет. Счета будут выставлять в рублях, будут платить в рублях.

— Не будет сохраняться никакой привязки к доллару или евро?

— Нет, привязка будет по-любому, потому что любая международная перевозка имеет у себя значительную компоненту, связанную с перевозкой вне территории Российской Федерации. Естественно, там за все нужно платить в какой-то другой валюте. Где-то в Германии или в Китае не будут принимать рубли на своей территории, поэтому все равно нужно будет каким-то образом превращать российские рубли в иностранную валюту. Мне кажется, краеугольным камнем здесь является свободная конвертация рубля, и если она будет сохраняться, значит, все остальные проблемы являются просто техническими.

— Скажите, насколько выгодно Москве перейти на расчеты в рублях? Или, если будет сохраняться привязка к доллару и евро, ничего не изменится, потому что при изменении курса валют будут производиться соответствующие перерасчеты?

— Я думаю, что нашим финансовым властям на уровне страны лучше видно, выгодно это или невыгодно. Здесь есть вопросы и престижа, конечно, чтобы на территории страны оплата всего, что связано с перевозками с и на территорию, транзитами, применялась именно в национальной валюте. Мне сложно представить, чтобы в Штатах принимали российские рубли за то, чтобы транзитом провести что-то через Штаты, поэтому, соответственно, нам нужно тоже поднимать престиж российской валюты и спокойно все делать в рублях. Главное, чтобы не было технических препон.

— А какие могут быть технические препоны здесь, как вы считаете?

— Знаете, вот то, что называется «дьявол в деталях». Когда начинаются какие-то моменты: как выставили, как перевыставили, по какому курсу — это будет обязательно. В начале будет суета насчет этого, но в конечном итоге есть рынок, на рынке есть те, кому нужно перевозить, те, кто готов это делать, готов платить — пусть платят в рублях.

— Скажите, практика международная такая есть? Вы говорите про Соединенные Штаты, но доллар всегда использовался как международная валюта для расчетов, и это не воспринимается как сугубо американское правило, это международные правила. Расчеты в долларах — это нормально. Что касается других стран, есть такие прецеденты?

— В других странах, как правило, в странах с сильной экономикой, счета за все, что связано с перевозкой на их территорию, выставляют в национальной валюте, пытаются так делать. То есть в Европе это будет в евро, а не в долларах, соответственно, в Штатах это будет в долларах, в Китае будет в юанях, поэтому это нормально. Какие-то маленькие страны, от которых ничего не зависит, самые независимые страны, могут в больших валютах каких-то выставлять, но прежде всего в американском долларе.

— Вы говорили о том, что это престиж, а помимо этой составляющей, экономическая целесообразность в чем здесь?

— Я думаю, что чем меньше будет ходить валюты, тем меньше этой валюты будет требоваться и в итоге тем меньше будет давление на курс российского рубля. Поэтому пытаются все, что можно, перевести в российские рубли, и во взаимоотношениях между странами, с которыми Россия имеет постоянные экономические отношения, с Китаем, например, даже чтобы избегать транзитных валют.

Вся лента