Кто на старенькое
Проблема сохранения исторического наследия Уфы — города, где уже безвозвратно утрачено около 140 памятников истории и архитектуры, но еще около 500 ожидают решения своей участи — заставляет городские власти искать новые способы вовлечения бизнеса в такие проекты. Хорошие примеры синергии городских властей и предпринимателей в части восстановления старинных особняков пока еще единичны, но обе стороны проявляют готовность к продолжению диалога.
Широкая дискуссия о том, как сохранить исторический облик Уфы хотя бы на отдельных уцелевших от сноса и разрушения территориях, развернулась в городе три-четыре года назад. Не в последнюю очередь это стало заслугой городских общественников, активно выступивших против латентного уничтожения памятников под видом техногенных аварий, поджогов или естественного разрушения. Тогда же стало очевидно, что комплексной концепции сохранения исторического наследия Уфы для потомков у города нет, и долгие годы городские власти этой темой не задавались. Сбережение охраняемых государством объектов, если только это не учреждения культуры, больше имитировалось — достаточно вспомнить судьбу разобранных деревянных памятников, попавших под снос. Их обещали восстановить на новой территории, но воз и ныне там. Последние два года вселили надежду на то, что положение дел может измениться, а облик Старой Уфы будет донесен до следующих поколений горожан. Если еще четыре года назад дискуссия о будущем памятников в стенах городской администрации сводилась к выводу, что Уфа как памятник каменного зодчества не состоялась, то теперь пришло понимание того, что в городе есть что сохранять, и таких объектов немало.
«Тема сохранения исторического облика города нас волнует настолько, что в составе управления земельных и имущественных отношений администрации в скором времени появится отдел по работе с такими объектами»,— рассказал BG первый заместитель сити-менеджера Уфы Александр Филиппов, курирующий вопросы строительства. Он признает, что пока полноценной программы сохранения памятников истории и архитектуры нет, но «есть понимание, в каком направлении двигаться». «Совершенно точно ни у города, ни у республики денег на восстановление всех исторических объектов нет — нам надо строить детские сады, школы и дороги. Решить эту задачу под силу только бизнесу, а наша задача сделать так, чтобы бизнесу это было интересно»,— отмечает господин Филиппов.
В этом году городские власти по примеру Москвы решили протестировать такой механизм стимулирования интереса бизнеса к выкупу исторических зданий, как «аренда за рубль». Он подразумевает, что охраняемый объект по итогам торгов переходит в 25-летнюю коммерческую аренду инвестору, восстанавливается за его счет, а позже арендная ставка снижается до 1 рубля за квадратный метр в год. По этой схеме городским властям удалось передать в аренду пока только три памятника XIX века, находившихся в не худшем состоянии. Это здание бывшего Уфимского уездного училища на улице Пушкина, 10, Дом усадьбы Набатовых на улице Карла Маркса, 45, и Дом Тихониных на Коммунистической, 13.
Александр Филиппов признается, что в администрации ожидали большего отклика от предпринимателей: «Но они сказали, что не готовы рисковать и вкладывать деньги в дорогостоящую реставрацию, так как в собственность объекты к ним не переходят». В мэрии готовы пойти дальше и предложить бизнесу новую программу по передаче памятников в собственность. Но главное в этом, отмечает господин Филиппов,— избежать неприятного опыта прошлых лет, когда арендаторы зданий, получив их в собственность, оставляли их в бесхозном виде, а у администрации рычагов воздействия на них не оставалось. «Поэтому программа будет предусматривать передачу памятников истории и архитектуры в собственность только после их полной реставрации и получения всего пакета документов»,— говорит собеседник. В мэрии рассчитывают, что эти условия заинтересуют инвесторов 150–200 старинных особняков, которые сейчас сдаются в аренду. Отдельную программу власти города имеют в виду для восстановления памятников — жилых домов. «Брать их сегодня застройщикам экономически невыгодно, так как расселение одного квадратного метра обходится в десятки раз дороже его рыночной стоимости»,— сокрушается господин Филлипов. Выход из ситуации в администрации видят в муниципально-частном партнерстве: «Муниципалитет через целевые программы расселяет эти дома, а инвестор приводит памятник в порядок».
Помимо муниципалитета объектами исторического наследия в Уфе владеют муниципальные и государственные предприятия. Экономический кризис побуждает их выставлять особняки на продажу. И бизнес откликается на эти предложения. Так, в этом году компания «Центр структурных разработок» приобрела особняк Самоделкиных на улице Ленина, 81, у унитарного предприятия «Управление административными зданиями Республики Башкортостан», а ресторанная группа «Даско» предпринимателя Александра Антонова купила Дом попечительства о детском приюте на торгах «Уфаводоканала».
Но примеры инвестиционных вложений бизнеса в объекты исторического наследия в Уфе все еще носят единичный характер, а лучшие практики можно пересчитать по пальцам одной руки. Так, компания «Гранель-недвижимость», принадлежащая членам семьи вице-президента «Деловой России» Андрея Назарова, построив на улице Валиди пятизвездный отель Sheraton, сумела сохранить одно из зданий комплекса Усадьбы дворян Россинских XIX века. Сегодня в нем открыт, пожалуй, лучший в городе ресторан. Господин Назаров признается, что опыт реставрации исторического объекта был вдохновляющим, поэтому, наверное, и получилось очень удачно. «В Уфе, безусловно, есть совершенно неповторимые места, которые создают впечатление о городе и у гостей, и у самих уфимцев»,— говорит он. Полученный ценный опыт восстановления дома Россинских, приобщение к наследию должны вдохновить на такие проекты и других предпринимателей, уверен Андрей Назаров.
Идея создания в городе исторического кластера, например на улице Октябрьской революции, где сохранилась наибольшая концентрация старинных построек, или на улице Тукая, тоже обсуждается. «Есть большое желание сделать здесь интересное местечко с небольшими магазинами, ресторанами, офисами, мини-отелями в купеческом стиле, как это делается в Европе,— признается Александр Филиппов.— Это была бы изюминка нашего города. Но сначала нужно расселить эти улицы и провести конкурс на лучший инвестиционный проект».
В том, что уфимский бизнес рано или поздно дозреет до своих предшественников и сбережет сделанный ими вклад в облик города, уверен совладелец группы компаний «Трилистник» Артур Хазигалеев. «Трилистник» одним из первых в городе восстановил памятник архитектуры Комплекс зданий городской управы на улице Ленина, 5/2, и оборудовал в нем офис. «Я патриот, гражданин города, я здесь родился и хочу здесь жить. Наш край и без того не богат на историю, как города Европы, поэтому мы должны еще более щепетильно и с душой относиться к ней»,— отмечает бизнесмен. В планах предпринимателя — восстановить здание Вахмянинской бани и дома усадьбы Ахтямова на улице Чернышевского.
Архитекторы-реставраторы и общественники сетуют, что пока образцов реставрации памятников истории в Уфе не много, часто она подменяется реконструкцией, и продукт восстановления лишь отдаленно напоминает оригинал, но все может измениться к лучшему. «Если процесс передачи объекта бизнесу будет жестче, если ход работ контролировать плотнее, от этого выиграет и инвестор, которому не придется краснеть за свою работу и облик города,— говорит реставратор Земфира Хатмуллина.— Особенно это актуально на первых этапах работы. Тогда и бизнесмены поймут, чего от них хотят, и смогут просчитать вложения».
По всей вероятности, работы у городских властей и реставраторов в ближайшие годы может добавиться: уфимские общественники содействуют внесению в реестр охраняемых памятников все новых и новых объектов. «Вся надежда на то, что бизнес поддержит наши начинания»,— говорит активист общественного движения «Архзащита Уфы» и член Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия при администрации города Кристина Абрамичева.