Сошлись на серной почве

"Фосагро" и "Газпром" решили конфликт по поставкам серы

Единственный в России производитель жидкой серы "Газпром сера" и ее крупнейший потребитель "Фосагро" смогли решить споры по поставкам сырья: компании подписали контракт до 2020 года. Главное, что смогли решить стороны,— "Фосагро" будет само искать вагоны для дополнительных закупок жидкой серы, поставки которой сейчас ограничены стареющим парком спеццистерн.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

"Газпром сера" и "Фосагро" заключили пятилетние соглашения о поставках жидкой серы для "Фосагро-Череповца" и балаковского филиала АО "Апатит". Обычно соглашение подписывалось на один год. Таким образом, компании завершили длившийся с июля конфликт, касавшийся цен и объемов сырья, который, как утверждали в "Фосагро", привел к снижению производства на заводах компании. Как уточняется в совместном сообщении, контракт предусматривает рыночные цены. Источник "Ъ", знакомый с договоренностями компаний, отмечает, что итоговая цена в новой формуле цены не изменилась. По его словам, также стороны договорились о поставке сырья на декабрь, так что заводы "Фосагро" уже работают с полной загрузкой.

Цены на жидкую серу и объемы ее поставок были причиной давнего спора компаний, который в 2013 году перешел в судебное разбирательство. По его итогам в июле 2015 года Арбитражный суд Московского округа обязал "Газпром серу" продавать сырье по формуле цены, выбранной ФАС и "Фосагро", а также увеличить на 20% объемы поставок в 2015-2017 годах примерно с 1,65 млн тонн в 2014 году (см. "Ъ" от 13 июля). Выполнять эти условия поставщик не смог из-за дефицита вагонов для перевозки жидкой серы, что привело к недозагрузке заводов "Фосагро". Спор компаний несколько раз рассматривался на совещаниях в правительстве, также стороны вели переговоры на корпоративном уровне.

Собеседник "Ъ" связывает быстрое решение вопроса с тем, что правительство по итогам совещания 4 декабря дало сторонам неделю на разрешение конфликта. В рамках новых договоренностей поставки на предприятия "Фосагро" будут идти исходя из возможностей "Газпромтранса" по перевозке жидкой серы. При этом "Фосагро" официально согласилось самостоятельно искать дополнительные цистерны для поставки жидкой серы на свои заводы. Таким образом, центральный вопрос всего спора — поставка необходимых вагонов-серовозов — решен, по крайней мере временно.

Выпустить необходимые "Фосагро" вагоны могут Новозыбковский машиностроительный завод "Рэйлтрансхолдинга" Сергея Шпака, "Рузхиммаш" (входит в RM Rail "Русских машин" Олега Дерипаски), говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Причем "Рэйлтрансхолдинг" производит инновационные цистерны с осевой нагрузкой 25 тонн. Есть перспективы у лизинговой схемы, несмотря на высокий уровень процентных ставок, полагает эксперт: банки с готовностью отдадут цистерны в лизинг по долгосрочному контракту на поставку жидкой серы. Учитывая высокую стоимость цистерн, лизинговый платеж составит не менее 2,6 тыс. руб. на вагон в сутки, однако фактический уровень доходности вполне позволяет рентабельно эксплуатировать парк, полагает господин Бурмистров. Сейчас под "Фосагро" задействовано до 80% всего парка серовозов "Газпромтранса", а с учетом списаний в 2014-2015 годах требуется заместить 270-280 цистерн. Если их замещать на инновационные, то понадобится около 250 единиц. С учетом стоимости одной цистерны около 6 млн руб. лизинговый аванс в 20% потребует от "Фосагро" инвестиций не менее 300 млн руб., подсчитал Михаил Бурмистров.

Ольга Мордюшенко, Наталья Скорлыгина

Вся лента