Все чудесатее и чудесатее
Алексей Кутковой о выставке Watches & Wonders 2015 в Гонконге
Казалось бы, Watches & Wonders — это еще одна региональная часовая выставка, предназначенная, как то признают сами организаторы — женевский Фонд высокого часового искусства — для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Проводится в Гонконге, как будто нацеливаясь в основном на китайский рынок, но в то же время дистанцируясь от него. Если рассмотреть историю появления высококлассных европейских часов на китайском рынке, обнаружится, что выбор места неслучаен. Название выставки, которое можно перевести как "Часы и диковины", напомнило мне о "китайских" карманных часах XIX века, которые производились в Европе (преимущественно в Швейцарии) для Китая. А торговля часами в то время была сосредоточена в Кантоне, ныне Гуанчжоу, что всего в ста километрах от Гонконга. Два года назад в рамках W&W все тот же Фонд высокого часового искусства устроил выставку "История измерения времени". Среди девяти экспонатов, иллюстрирующих развитие часового дела с начала XVIII по конец XX века, были "китайские" часы фирмы Bovet Fleurier, превосходный образец жанра. Кстати, в прошлом году в Гонконг направилась выставка "Часовое дело, дитя астрономии", где были показаны часы от довольно простых карманных с индикацией местного времени в 72 городах мира до сверхсложных стационарных часов с планетарием Франсуа Дюкоммена из Ла-Шо-де-Фона (1830). В этом году с 30 сентября по 3 октября проводился уже третий по счету салон W&W, и на сей раз историческую тему трансформировали в культурную, создав совместно с Женевской школой искусства и дизайна выставку "24 часа в жизни ходиков с кукушкой".
Третий год — и столь заметные изменения в настроениях участников. Салон Watches & Wonders уже не воспринимают как локальную выставку. Она так же важна, как и SIHH. Марки серьезно подготовились и привезли множество новинок, над которыми пришлось немало поработать. Новыми расцветками ремешков и циферблатов дело не ограничилось.
Фирма A. Lange & Sohne, отмечающая в этом году 200-летие со дня рождения своего основателя Фердинанда Адольфа Ланге, привезла в Гонконг часы 1815 "200th Anniversary F. A. Lange" с корпусом из золота медового оттенка. Вильгельм Шмид, генеральный директор A. Lange & Sohne, отметил, что это всего лишь пятая модель из золота подобной пробы и много их никогда не будет: работа с этим металлом — сущий кошмар. Но потребители радуются — часы царапаются меньше. Компания Baume & Mercier, желая подтвердить статус традиционной часовой компании с 185-летней историей, выпустила карманные часы Clifton 1830 Five-minute Repeater из розового золота с редким вариантом пятиминутного репетира. Карманные часы не как коммерческий, но как имиджевый товар все больше привлекают часовые марки. Так, например, новые карманные часы Excalibur Spider Pocket Time Instrument появились в арсенале женевской мануфактуры Roger Dubuis. Жан-Марк Понтруэ, гендиректор Roger Dubuis, считает, что экстравагантные карманные часы — это воплощение самой сущности марки. Фирма Vacheron Constantin показала публике свой новый сверхсложный шедевр — созданные в единственном экземпляре карманные часы Reference 57260 c 57 дополнительными функциями, механизм которых собран из 2826 деталей. Посмотреть можно, фотографировать нельзя — так пожелал заказчик, объясняет Доминик Берназ, директор "Ателье Кабинотье", отвечавший в Vacheron Constantin за исполнение заказа.
Некоторые участники W&W привезли в Гонконг новые механизмы. Больше всех остальных поразила мануфактура Jaeger-LeCoultre, разработавшая два автоматических механизма, оснащенных эстетской функцией замирающей секундной стрелки, которая движется по циферблату не непрерывно, а перепрыгивая с одной секундной отметки на другую. Кто-то сравнил это с кварцевыми часами, только реализовано это все механическими средствами — вот в чем диковина. Если модели Geophysic True Second можно назвать каждодневными — в них кроме трех стрелок есть указатель даты, то Geophysic Universal Time — особые часы для путешественников, так как оснащены указателем местного времени в 24 часовых поясах мира. Компания IWC Schaffhausen для нового однокнопочного хронографа Portofino Hand-Wound Monopusher также разработала механизм — большой, прочный, с восьмидневным заводом.
Впечатляюще интересные новинки показала фирма Cartier, особенно хотелось бы отметить часы Cle de Cartier Mysterious Hour с фирменной "таинственной" системой индикации времени, а также часы из набора Art & Style, в котором предлагаются три сложные механически модели с синими эмалевыми циферблатами. Марка Montblanc поставила полупрозрачный тонированный циферблат в часы Heritage Spirit Perpetual Calendar Sapphire, преобразив часы до неузнаваемости. Примерно того же эффекта добились в Richard Mille — механизм часов Evil Eye RM 26-02 Tourbillon выполнен из золота и окружен языками пламени, созданными в технике горячей эмали. Также в механизм встроено "дьяволово око", по мысли Ришара Милля предохраняющее от сглаза. Думается, это нелишне. Наконец, компания Van Cleef & Arpels продолжила свою серию часов Extraordinary Dials с необыкновенными циферблатами, где на сей раз используется мозаика из птичьего пера, которая очень подходит для оформления птичьих фигурок,— посмотрите, например, на часы Lady Arpels Colibri Indigo с колибри на циферблате.