Пулково не пустили в открытое небо
Московские власти отказали аэропорту в пятой свободе воздушного пространства
Как стало известно "Ъ", Москва отказала аэропорту Пулково в предоставлении режима "открытое небо" по пятой свободе воздушного пространства. Помощник президента РФ Игорь Левитин поддержал позицию Минтранса о "преждевременности" введения данной меры и предложил городу развивать аэропорт за счет базового перевозчика — авиакомпании "Россия". Эксперты считают, что это решение было вполне ожидаемым и связано оно с "непримиримой позицией силовых ведомств".
Как ранее писал "Ъ", в августе текущего года транспортный блок Смольного, возглавляемый вице-губернатором Игорем Албиным, направил обращение помощнику президента РФ Игорю Левитину с просьбой предоставить аэропорту Пулково режим "открытого неба" по пятой свободе воздушного пространства, позволяющий иностранным авиакомпаниям летать в Петербург вне зависимости от условий двусторонних соглашений об авиасообщении с Россией, а также выполнять транзитные рейсы с третьими странами через Петербург, где перевозчики смогли бы брать на борт новых пассажиров. Данная мера, по расчетам чиновников, помогла бы в течение трех лет увеличить пассажиропоток аэропорта на 2,5 млн человек (по итогам 2015 года он может составить 13,5 млн человек, падение к уровню 2014 года составило 800 тыс. пассажиров), привлечь 12 новых авиакомпаний и открыть 18 новых регулярных направлений.
Однако, как и на все предыдущие просьбы о либерализации воздушного пространства в Пулково, Москва ответила отказом. В частности, помощник президента Игорь Левитин поддержал позицию Минтранса о "преждевременности" введения режима "открытого неба" в аэропорту Пулково. И рекомендовал Смольному "осуществлять дальнейшее развитие аэропорта в связи с развитием маршрутной сети и операционной деятельности базового авиаперевозчика — авиакомпании "Россия"".
В пресс-службах Минтранса и "Воздушных ворот Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) решение господина Левитина не прокомментировали.
На сегодняшний день режим "открытого неба" работает в трех российских аэропортах: Владивостока (с ноября 2011 года), Сочи (временно: с ноября 2014 года до начала летнего расписания 2016 года) и Калининграда (с декабря 2014 года до окончания летнего сезона 2016 года).
Эксперты сомневаются, что аэропорту Пулково удастся повысить пассажиропоток только за счет работы авиакомпании "Россия". Напомним, в октябре стало известно о планах "Аэрофлота" по созданию объединенной авиакомпании "Россия" на базе трех дочерних перевозчиков госкомпании (помимо собственно АК "Россия", сюда войдут "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии"). Заявлялось, что перевозчик будет обслуживать из московского Внуково и петербургского Пулково внутренние рейсы, а также отдельные международные маршруты по "средним" тарифам.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что объединенная авиакомпания сконцентрирует все силы на московском авиаузле. "Я сомневаюсь в больших перспективах развития маршрутной сети авиакомпании "Россия": все то, что перепадет перевозчику от "Трансаэро" (авиакомпания остановила работу 26 октября), скорее всего, будет базироваться во Внуково. Авиакомпания "Россия" никогда не конкурировала на трансфертном рынке с "Аэрофлотом", и в этом смысле для нее вряд ли что-то изменится", — комментирует господин Крамаренко. По его мнению, единственным плюсом объединения компаний для Петербурга может стать увеличение налоговых отчислений в бюджет, но "для развития аэропорта это мало что значит".
Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев связывает отказ властей предоставить Пулково режим "открытого неба" с "жесткой и непримиримой позицией силовых ведомств". "Такое решение в свете последних событий было вполне ожидаемым. Говорить о динамичном развитии аэропорта Пулково пока не приходится, как и о перспективе введения 72-часового безвизового режима", — считает аналитик.
Эксперты отмечают, что авиакомпания "Россия", являющаяся дочерней структурой "Аэрофлота" (госкомпании принадлежит 75% минус 1 акция) и администрации Санкт-Петербурга (25% плюс 1 акция), утратила самостоятельность и больше не принимает решения о развитии перевозок. "Для того чтобы развивать Пулково как узел, альтернативный Москве, нужен перевозчик, независимый от "Аэрофлота", очевидно, что госкомпания не будет создавать себе внутреннего конкурента", — подчеркивает Андрей Крамаренко. По данным ВВСС, доля базового перевозчика за десять месяцев составила 34,7%, "Аэрофлота" — 10,8%.
Между тем пассажиропоток аэропорта продолжает падать: за десять месяцев 2015 года он снизился почти на 4%, до 11,9 млн человек. На прошлой неделе стало известно, что "ВТБ Капитал" может выйти из консорциума "Воздушные ворота Северной столицы", продав 57,5% акций компании "Ренова" Виктора Вексельберга.