Медицинским инвесторам не хватает рубля
Проектам ГЧП в здравоохранении мешают девальвация и бедность системы ОМС
Снижение доходов населения и увеличение расходов на импортное оборудование могут помешать развитию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении, следует из доклада экспертов РАНХиГС. Относительно удачно пока, по мнению аналитиков, реализуются проекты ГЧП только в регионах, где достаточно высоки тарифы ОМС.
Развитию ГЧП в здравоохранении мешают низкие доходы населения, следует из доклада экспертно-аналитического центра РАНХиГС "О развитии государственно-частного партнерства в здравоохранении". Как отмечают его авторы, современное состояние здравоохранения в РФ характеризуется снижением качества и доступности медицинских услуг, недостаточным в сравнении со странами ОЭСР финансированием, неэффективным использованием ресурсов и низким качеством исполнения госпрограммы бесплатной медицинской помощи. Наиболее принципиальной является проблема неэффективного использования бюджетных ресурсов — примером этого является рост износа медицинского оборудования более чем на 20% при вложениях в модернизацию здравоохранения более 1,5 трлн руб. с 2005 по 2013 год. Система ГЧП, как предполагалось, должна была способствовать модернизации здравоохранения, однако по итогам 2014-2015 годов в РФ большая часть таких проектов пока все еще находится на начальной стадии.
Анализ ГЧП по отраслям показывает, что максимальное количество объектов — около 900 — приходится на ЖКХ, на втором месте дорожная инфраструктура (71 проект). Здравоохранение находится только на четвертом месте (63 проекта). Как отмечают авторы доклада, российские проекты ГЧП в здравоохранении в большинстве (50%) ориентированы на период реализации до десяти лет, в то время как лучшие зарубежные практики, особенно касающиеся создания нового объекта, охватывают период 25-30 лет. Завершенных региональных проектов на сегодняшний момент всего 4%, основная же часть находится на инвестиционной стадии. Из 64 ГЧП-проектов в сфере здравоохранения в 20 не определена стоимость, в 11 не указаны сроки реализации, а содержательные условия партнерства вообще неизвестны. С учетом того что все запущенные в реализацию проекты имеют различную территориальную привязку (7 федеральных округов, 29 субъектов), они регулируются законами субъектов и почти несопоставимы между собой, поскольку дифференцируются как по формам, срокам, стадиям реализации, так и по стоимости.
Регионы ориентированы на относительно небольшие проекты (до 350 млн руб.), в то время как в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены крупные (шесть из восьми, для которых известна стоимость) — от 1,2 млрд до 6 млрд руб. Пока относительно удачными можно назвать только те проекты, которые реализуются в регионах с высокими тарифами территориального фонда ОМС — в Красноярском крае и Москве. Снижение доходов населения может ограничить новые проекты ГЧП в отрасли, а часть из них и вовсе может быть приостановлена из-за девальвации рубля: 70% оборудования для таких проектов импортируется из Германии, Японии и США.