Нагайка и пряник
Российских педагогов призвали обратиться к традициям казачества
Предвоенные настроения охватили делегатов и гостей очередного съезда Всероссийского педагогического собрания, открывшегося в московском Колонном зале Дома союзов. Они отмечали, что, когда «вокруг наших границ сгущаются тучи», от педагогов зависит не меньше, чем от российских армии и флота. Поэтому главной задачей было объявлено патриотическое воспитание молодежи на основе модели «непрерывного казачьего образования». Направить разговор в мирное русло попытались российские космонавты, обосновавшиеся на МКС: они попросили вернуть в школьную программу астрономию.
Заседание съезда Всероссийского педагогического собрания объединило все наиболее запоминающиеся ориентиры прошлого, настоящего и будущего: 1,3 тыс. делегатов из 73 регионов России смогли связаться с российскими космонавтами, послушать казачий хор с песней «Я, ты, он, она», посмотреть на выступление юных гимнасток с лентами, снять на телефон небольшое выступление народного артиста РФ Дмитрия Маликова и поговорить о патриотическом воспитании и геополитической ситуации.
«Современный мир входит в полосу военно-политической турбулентности,— предупредил собравшихся главред журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко.— Мы видим, как наши прежние партнеры, а теперь политические противники, как англосакская цивилизация абсолютно безжалостно, цинично и нагло попирает все то, что раньше считалось незыблемым». По его словам, в этой ситуации «ключевое значение приобретает способность российской армии и флота противостоять возникающим и перспективным угрозам». Однако от педагогов зависит не меньше, чем от армии и флота: «На нас нападали разные цивилизации и пытались стереть наш генетический код, в основе которого любовь к стране, стремление строить лучшее и справедливое общество».
«Мы здесь заседаем с вами, а вокруг наших границ сгущаются тучи. К сожалению, это факт,— поддержал президент Национального союза патриотического воспитания Василий Собачкин.— Пора начинать действовать. Уже завтра мы все с вами должны сделать что-то полезное для патриотического воспитания наших детей».
В качестве основной системы, способной взрастить патриотизм в юных душах, педагогам настоятельно рекомендовалась модель «непрерывного казачьего образования». Полпред президента РФ в ЦФО, председатель Совета при президенте РФ по делам казачества Александр Беглов отметил, что именно казаки «во все времена давали множество живых примеров подлинного патриотического воспитания, службы своему Отечеству». По его словам, в настоящее время в России функционируют более 30 казачьих кадетских корпусов, при этом несколько тысяч образовательных учреждений используют казачью тематику в учебном процессе: это казачьи лицеи, казачьи классы, казачьи детские сады. «Вертикаль непрерывного казачьего образования продолжена на базе Московского госуниверситета технологий и управления имени Разумовского, где создан Первый казачий университет»,— добавил он.
«Многие ли знают, что свое историческое развитие Россия получила благодаря деятельности казаков? Лев Толстой писал: “Вся история России сделана казаками”. Думаю, что и дополнять не надо»,— поддержала председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (Первого казачьего университета) Валентина Иванова. Она также отметила, что только граждане—патриоты России «способны обеспечить обороноспособность нашей страны и противостоять деструктивным процессам — цветным революциям». Кроме того, госпожа Иванова предложила разработать модель воспитания детей на основе их общения с героями и патриотами, например, с космонавтами и героями труда, а также заполнить пространство интернета «здоровым и нужным для воспитания контентом, в том числе материалами виртуальных музеев памяти». «Нужно также создать кибердружины по блокировке вражеских информационных атак на наших героев и на нашу страну в целом, ужесточить борьбу с вражеской пропагандой, растлевающей души детей»,— добавила она.
Российские космонавты, которые вышли на связь с педагогами, предложили вернуть в школьную программу астрономию: «Ведь это и есть познание мира». Однако их предложение в итоговой резолюции съезда учтено не было. Правительству РФ делегаты и гости рекомендовали продолжить реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» на следующий пятилетний период, провести мероприятия по формированию «Российского движения школьников», активизировать военно-патриотическое движение, осуществляемое с привлечением российского казачества, а также сформировать госзаказ СМИ «для формирования в сознании подрастающего поколения российских традиционных ценностей, патриотизма, единения нации, идеалов “Русского мира”».