Госмонополии разворачивают к клиентам
Советам потребителей обещают влияние на тарифы
Экспертный совет при правительстве обнаружил недостатки нормативной базы для работы советов потребителей при госмонополиях. Они были задуманы для учета интересов клиентов регулируемых компаний при принятии тарифных решений еще в 2013 году, однако в полной мере не заработали: ряд госмонополий, как «Газпром», «Почта России» и «Ростелеком», уклоняется от сотрудничества с потребителями, следует из документов экспертного совета при правительстве. Для поддержки потребителей министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов обещает при поддержке ФАС ввести с 2016 года арбитраж тарифных решений на федеральном уровне.
Советы потребителей при госмонополиях призваны обеспечить прозрачность принятия тарифных решений в регулируемых отраслях. Создать объединения потребителей еще в 2013 году поручил президент Владимир Путин. Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью госмонополий и «дорожная карта» по ее внедрению утверждены распоряжением правительства 19 сентября 2013 года.
Однако из справки экспертного совета об исполнении поручения Дмитрия Медведева по этому вопросу (есть у “Ъ”) следует, что хотя при ряде госмонополий и в большинстве регионов такие советы были созданы, работа их не вполне успешна. Так, на уровне субъектов в 2014–2015 годах «при высших должностных лицах было образовано 63 межотраслевых совета потребителей», которые уже рассмотрели 70 инвестпрограмм, но лишь 28 из них утвердили планы работы на 2015 год. Там же, где советы работают, их мнение не всегда учитывается.
На федеральном уровне в 2014 году были созданы восемь советов потребителей, сейчас они работают при отраслевых правительственных комиссиях и «осуществляют общественный контроль за рассмотрением инвестпрограмм и тарифных заявок РЖД, «Росморпорта», Госкорпорации по организации воздушного движения, «Почты России», «Ростелекома», «Россетей», «Транснефти» и «Газпрома». Однако справка отмечает, что совет потребителей при «Газпроме», например, «до сих пор не начал работу по причине отказа компании от сотрудничества», хотя обязанность участвовать в рассмотрении инвестпрограмм госмонополий закреплена постановлением правительства. ФГУП «Почта России» и ПАО «Ростелеком» не предоставляют советам инвестпрограммы, так как не все их члены подписали соглашения о конфиденциальности.
У совета потребителей «Ростелекома» возникла и другая проблема: открытая информация «не позволяет установить, насколько достоверно и полно отражаются в отчетности реальные расходы на предоставление регулируемых услуг», а также насколько его инвестиции «способствуют снижению тарифов и защищают интересы потребителей». Доход от регулируемых услуг «Ростелекома» составляет 30% выручки, а направляемые на их развитие инвестиции «составляют менее 18% инвестпрограммы», говорится в справке.
Для решения этих проблем экспертный совет при правительстве предлагает разработать и законодательно закрепить механизм учета мнения советов потребителей при рассмотрении и утверждении инвестпрограмм и тарифных заявок. Эксперты предлагают учитывать заключения советов и при подготовке и обосновании схем территориального планирования РФ и субъектов РФ и свести их работу в «единой информационной системе». Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов рассчитывает, что развитие нового института «будет не просто поддерживаться, а кратно усиливаться». «Я серьезно рассчитываю на поддержку Федеральной антимонопольной службы, которая через свои территориальные органы и взаимодействие с региональными службами по тарифам будет помогать и методологически, и практически»,— говорит он.
Так, в начале ноября министр сообщил о планах ввести механизмы арбитража тарифных решений: если совет потребителей не был услышан или при принятии тарифного решения остались разногласия, обсуждать проблему предлагается на федеральном уровне. Договоренность с ФАС об активном применении такого механизма в 2016 году уже достигнута, пояснил он.