Подряд судебного назначения
Оплаты муниципальных контрактов в Башкирии требуют в арбитраже
Подрядчикам в Башкирии все чаще приходится обращаться за оплатой работ, исполненных в рамках муниципальных контрактов, в суды. Добровольно погашать долги заказчики, в особенности бюджетные учреждения, отказываются и ссылаются на перебои с финансированием из бюджета. Эксперты отмечают, что рычаги воздействия на муниципалитеты у подрядчиков ограничены предъявлением к оплате пени. Но чаще всего, говорят они, подрядным организациям проще не судиться, а отказаться от работы с проблемным заказчиком.
Как показывает анализ практики арбитражного суда Башкирии, в республике с начала года увеличилось количество обращений с требованием о взыскании в судебном порядке задолженности за исполнение муниципальных контрактов. С начала года арбитраж зарегистрировал несколько сотен таких исков, подавляющее большинство из которых адресовано заказчикам — бюджетным учреждениям и подразделениям муниципальных администраций. Среди истцов, не дождавшихся добровольной оплаты подрядных работ и услуг,— Башкирские распределительные тепловые сети (БашРТС), Энергосбытовая компания Башкортостана, ФГУП «Охрана» МВД России, крупные дорожные подрядчики «Дортрансстрой», СУ-820, группа предприятий «РАД», а также многочисленные поставщики оборудования и продуктов питания в детские сады, например, ООО «Торговый дом „Глобус“». 14 декабря «Глобус» направил около 30 исков к детским садам Орджоникидзевского района Уфы за неоплату продуктов, поставленных в рамках исполнения муниципальных контрактов. Средняя сумма взысканий по искам к бюджетным учреждениям не превышает 500 тыс. руб. Но, если говорить о дорожниках, то речь идет о крупных долгах. Так, «Дортрансстрой» в январе взыскал в арбитраже с муниципального управления по строительству и ремонту дорог и искусственных сооружений Уфы 47,3 млн руб. за ремонт улиц в Кировском районе по контракту 2012 года. С 2014 года компания выиграла 12 исков к мэрии на 181,6 млн руб., еще один — на 46,7 млн руб.— находится в стадии рассмотрения. Часть задолженности городские власти гасят на этапе судебного разбирательства, на оставшуюся суды выдают исполнительные листы. Оплаты работ за ремонт трассы Уфа-аэропорт, произведенный накануне саммитов ШОС и БРИКС, ждет московское ЗАО «Группа предприятий РАД». Долг администрации компания оценивает в 150,3 млн руб., включая 1,2 млн руб. пени. В дорожных компаниях „Ъ“ сообщили, что тактика защиты интересов администрации в судах за последний год изменилась. Если раньше городские власти признавали факт неполной оплаты контрактов, и процесс завершался в первой инстанции, то теперь они обжалуют решение в вышестоящих судах и подают встречные иски на устранение недостатков. Так, группе «РАД» администрация Уфы выставила встречный иск на 223,58 млн руб., но 16 декабря стороны, как следует из материалов суда, пришли к подписанию мирового соглашения.
Директор СУ-820 Арсений Филиппов отметил, что основные проблемы по оплате у компании возникают с администрацией Уфы. По его признанию, оплаты приходилось добиваться с трудом и в докризисные 2012–2013 годы, ее могли задержать на два года. «Но республика и Уфа до сих пор не рассчитались с дорожниками по работам к саммитам. Объем работ был выполнен на 800 млн руб., а заплатили, насколько я знаю, только половину. Понимания, как будет выплачена оставшаяся сумма, пока нет»,— отметил собеседник.
Заместитель директора БашРТС по сбыту Данил Мулюкин рассказал, что компания направила в арбитраж 250 исков к бюджетным учреждениям образования и здравоохранения на общую сумму 82 млн руб., а также требует оплаты процентов за пользование чужими деньгами. Так как судебный процесс может длиться месяцами, энергетики пришли к выводу, что более действенно пригрозить должникам ограничением или полным отключением отопления. В ноябре такое предупреждение было сделано в адрес 388 бюджетных учреждений Уфы. По словам господина Мулюкина, должники объясняют неплатежи отсутствием финансирования со стороны соответствующих вышестоящих ведомств, то есть управлений здравоохранения и образования. «Но так ли на самом деле, ответить сложно»,— отмечает собеседник.
В самой мэрии признают, что задолженность бюджетных организаций по муниципальным контрактам выросла, но не считают динамику критической. «Некоторый дефицит средств есть, но в этом году были достаточно высокие расходы плюс инфляция, а доходы выросли не так сильно»,— сказал „Ъ“ один из заместителей главы администрации Уфы. Он добавил, что число участников муниципальных тендеров сократилось, «но это может быть связано и с тем, что у самих подрядчиков оборотных средств не хватает, а доступ к кредитам не такой легкий».
Собеседник в оптовой торговой компании на условиях анонимности рассказал, что крупные оптовики теряют интерес к муниципальным тендерам, так как 80% просроченных долгов приходится на бюджетные организации. «Наша компания перестала отгружать продукцию бюджетникам еще прошлой осенью, когда кризисные явления в экономике стали очевидными»,— отметил источник.
Юристы также связывают повышение исковой активности подрядчиков с ухудшением экономической ситуации в стране. «Компании стали внимательнее относиться к вопросам взыскания дебиторской задолженности,— отмечает партнер юридической фирмы „Буркин, Хазиев и партнеры“ Альберт Хазиев.— Если раньше задержка выплат до месяца не считалась критичной, то сейчас, когда подрядчикам самим не достает оборотных средств, кредиты дорогие, ждать столько они не могут». Единственный способ подействовать на муниципального или госзаказчика — это взыскивать с него проценты за пользование чужими денежными средствами. «С 15 декабря это 7,07% годовых. Но другое дело, что ссориться с госзаказчиками рискнет не каждый, поэтому стараются договариваться»,— заключил господин Хазиев.