УФАС есть дело до Москвы
Высокие цены на авиаперевозки с Дальнего Востока спровоцировали проверки
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю возбудило дела в отношении авиаперевозчиков по необоснованно высоким тарифам по маршруту Хабаровск—Москва. В авиакомпаниях заявляют, что сложившиеся тарифы экономически обоснованы. Эксперты полагают, что ФАС сможет доказать завышенный характер цен, однако их снижение может привести к банкротству мелких авиаперевозчиков.
Антимонопольные дела с целью проверки обоснованности высоких цен на авиаперевозки до Москвы, в том числе по маршруту Хабаровск—Москва, возбуждены УФАС по Хабаровскому краю в отношении ПАО «Аэрофлот» и других авиакомпаний, сообщила руководитель управления Елена Клостер. «Если кажется, что территориальные органы никакие действия не предпринимают, то это заблуждение. У нас возбуждено ряд дел к перевозчикам, которые мы сейчас рассматриваем»,— пояснила она, подчеркнув, что «сильного влияния на авиаперевозку нет», поскольку на рынке работают несколько перевозчиков. «Там ряд моментов, не только направления, много признаков, которые мы рассматриваем, которые пытаемся доказать. Хозяйствующие субъекты пытаются доказать, что они не нарушают законодательство», — отметила госпожа Клостер.
По ее оценке, решения по перевозчикам будут оглашены уже в 2016 году. Тем временем УФАС проводит проверки и в отношении ОАО «Хабаровский аэропорт». «Проверка полностью, начиная от предоставления услуг для потребителей и перевозчиков заканчивая хранением ГСМ», — сообщила Елена Клостер. Результаты проверки будут известны к концу 2015 года.
В прошлом году антимонопольное управление заявляло о передаче материалов проверок авиакомпаний в центральный аппарат ФАС с целью разобраться в достоверности информации от авиаперевозчиков. «В отношении всех авиакомпаний, которые мы анализируем в части формирования стоимости авиабилетов, — они нам представляют данные как ни странно о своей убыточности. Везде убытки по всем нашим направлениям, в том числе Хабаровск—Москва»,— говорили в краевом УФАС год назад. Об итогах проверки не сообщалось.
В пресс-службе ПАО «Аэрофлот» на запрос „Ъ“ оперативно ответить не смогли. В конце ноября, напомним, совет директоров «Аэрофлота» согласовал увеличение с будущего года тарифов эконом-класса для полетов на Дальний Восток до 22,5—28,5 тыс. руб. До конца года билеты туда-обратно до дальневосточных городов стоят от 18 тыс. руб., заявляют в «Аэрофлоте», но купить их непросто.
«Снижение применяемых для выполнения перелетов для выполнения в ООО «Авиакомпания «Икар» в ближайшее время не предусмотрено», — заявили „Ъ“ в пресс-службе ООО «Авиакомпании «Икар», отметив, что по данному маршруту тарифы установлены от 10 тыс. руб. до 39 тыс. руб. Данная стоимость обусловлена такими факторами, как конкуренция, потребительский спрос и покупательской способностью населения, объяснили в компании. В авиакомпании не подтвердили информацию о возбуждении дела о необоснованном завышении тарифов, в том числе на рейсы по маршруту Хабаровск—Москва.
В S7 Airlines не смогли прокомментировать ситуацию, пояснив, что у авиакомпании нет прямых маршрутов Хабаровск—Москва (однако есть рейсы из дальневосточных городов в столицу с промежуточной посадкой в Новосибирске). В авиакомпании «ВИМ авиа», осуществляющей регулярные рейсы по маршрутам Хабаровск—Москва, дать оперативный комментарий не смогли. В «ВИМ авиа» цена полета на билет эконом-класса по направлению Хабаровск—Москва до конца года варьируется от 20,63 тыс. руб. до 26,83 тыс. руб., в бизнес-классе цена билета — 42,33 тыс. руб.
«Не исключено, что ФАС придет к выводу о том, что тарифы завышены», — говорит аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. Он подчеркивает, что на тариф влияет множество переменных, в том числе стоимость топлива и косвенно курс рубля, подверженные сильным колебаниям. При этом компании вряд ли могут вносить изменения в тарифы достаточно оперативно, чтобы все эти факторы учесть, считает он. По его мнению, если ФАС потребует снизить тарифы, авиакомпании будут оспаривать решение в суде. Изменение тарифов повысит риски компаний и повлечет ухудшение финансовых показателей. Для более мелких перевозчиков повысится вероятность банкротства, а значит, монополизации рынка, прогнозирует эксперт.