Заклинание бессмысленных цифр
Заместитель главного редактора “Ъ” Рената Ямбаева о пресс-конференции Владимира Путина
То, как Владимир Путин отвечает на вопросы об экономике и бизнесе, отчетливо иллюстрирует и подтверждает ощущение, которое складывается в последние месяцы от наблюдения за действиями чиновников разных уровней. И несмотря на реплики президента вроде «опять вы про Сирию, давайте про народное хозяйство», суть ее проста: нам это неинтересно. И вообще не до вас, ребята.
Владимир Путин легко, свободно, без бумажки и с красочными деталями говорит о конфликте с Турцией и военных действиях в Сирии. Зато про «народное хозяйство» — запинаясь и по бумажке.
Смотрите, какие-то пошли иностранные инвесторы, авиарынок растет, добыча нефти тоже, сельское хозяйство тем более, вводятся новые энергомощности. Какова цена тем инвесторам, что стоит за показательным ростом и кому он на самом деле нужен — это все лишние детали. Да, дыры, безусловно, затыкаются по мере возникновения или обнаружения, но это чисто ситуативные решения.
Иногда они даже выглядят вполне эффективными, как с недавно завершившимся развозом тех же пассажиров банкротящейся «Трансаэро», но какой будет цена хотя бы в среднесрочном периоде? Куда приведет ту или иную отрасль решение текущих кризисных проблем в авральном режиме без понимания и формулировки хоть какой-либо адекватной общей стратегии? Какими будут последствия повсеместно насаждаемого, во многом необоснованного и чисто формального импортозамещения, которое завтра будет обсуждать премьер Дмитрий Медведев на специальном совещании в Комсомольске-на-Амуре?
Отдельные проблески здравых идей, прозвучавшие, например, в послании президента Федеральному собранию (в отношении того же импортозамещения, когда Владимир Путин вдруг признал, что часто результатом становится абсолютно ни на что непохожая, скажем так, продукция) быстро растворяются в общем тумане. Что-то подсказывает, что завтра одной из основных тем станет благоустройство самого Комсомольска-на-Амуре, отдельно помянутого президентом в том же послании. В такой ситуации не исключено, что Владимиру Путину в следующем году опять придется, говоря об экономике и бизнесе, рассказывать анекдот про черную полосу, даже если цены на нефть все-таки вырастут.