«Президент нуждается в некоторой позитивной мифологизации»
Путин: мои дети не лезут ни в бизнес, ни в политику
Владимир Путин не опроверг информацию, что одна из его дочерей руководит Фондом при МГУ. На пресс-конференции Владимир Путин ответил на вопрос РБК о руководителе «Иннопрактики» Катерине Тихоновой, которую СМИ называют дочерью президента. По словам главы государства, он гордится своим дочерьми, но не готов публично обсуждать их карьеру. При этом глава государства также напомнил, что совсем недавно «все утверждали, что мои дочери получают образование за границей и постоянно живут за границей». Путин подчеркнул, что его дочери живут в России и никогда не выезжали на постоянное место жительство за рубеж. Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов побеседовал с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.
— То, что эта тема вообще была поднята и Путин начал говорить о дочери, как можно трактовать, по-вашему?
— Конечно, тема весьма и весьма деликатная. Как и тема сыновей, и вообще родственников любых первых лиц ведущих государств мира, поэтому я думаю, что и интерес к ней очень высокий. С другой стороны, желание власти, в том числе и с точки зрения безопасности, минимизировать обсуждение этой темы. Но, видимо, определенный интерес к этой теме был. Плюс ко всему прочему, Владимир Путин проводил данную пресс-конференцию в человеческом ключе, что называется, в более неофициальном формате, нежели когда он, допустим, озвучивал президентское послание.
Я думаю, он решил снять все кривотолки вокруг его дочерей, вокруг его семьи, чтобы где-то выбить козыри у своих оппонентов, которые до этого его обвиняли в том, что он скрывает информацию и что якобы дочери учатся непатриотично, живут за границей и прочее. Сейчас, мне кажется, эта тема должна просто заглохнуть, потому что президент дал исчерпывающее, в определенных пределах, конечно, объяснение на данный счет.
— Вопрос об этих пределах. Из этого ответа что-либо можно понять, как вы считаете, какие выводы нужно делать? Часть журналистов сейчас пишут о том, что он косвенно подтвердил, что Катерина Тихонова — его дочь, это руководитель фонда «Иннопрактика». С другой стороны, однозначного ответа нет. Вы для себя лично как это поняли?
— Данный вопрос не слишком интересен, если говорить честно, проблема в безопасности первых лиц государства и их семей. Особенно сейчас, в условиях глобальной турбулентности и роста террористической активности, поэтому само собой здесь никто точных координат и точной информации давать не будет. Другое дело, для меня принципиально, что Владимир Путин подтвердил, что его дочери находятся в России, потому что, если бы они находились за границей, это было бы очень серьезным рычагом давления на российское руководство, и это, наверное, было бы не слишком приемлемым. Одновременно он подтвердил, что они не лезут ни в политику, ни в бизнес и занимаются некой социальной деятельностью. По крайней мере, я эту информацию считал.
— Вы говорили о том, что он более человечно пытался общаться с журналистами. Это можно назвать имиджевым ходом, и как эти слова вообще отразятся на его образе, на его имидже?
- Как мне кажется, здесь он высветился, с одной стороны, как любящий отец, которому приятно говорить о своих детях, с другой стороны, он в этом плане, я думаю, определенные бонусы со стороны широкой аудитории снискал. Он развеял слухи и в какой-то мере снял напряженность, которая вокруг его семьи и личной жизни возникала периодически. Эта скользкая тема во многом была выбита из рук оппонентов.
— А то, что какие-то детали Владимир Путин отказывается раскрывать о своей личной жизни, как вы воспринимаете? Это нормально? Медведев, например, о своем сыне открыто рассказывает, в том числе и прессе, все знают, где он учится, чем увлекается.
— С одной стороны, да, хотя я думаю, не факт, что Дмитрий Анатольевич тоже в полной мере готов предоставить все имена, пароли, явки на данный счет, все-таки, извините меня, человек тоже более чем статусный. С другой стороны, Владимир Путин, помимо всех прочих моментов, нуждается еще в некоторой, если хотите, позитивной мифологизации, в том плане, что он должен поддерживать вокруг своего образа интригу как вокруг харизматичного национального лидера. Поэтому, мне кажется, еще и из-за этого есть определенные недоговоренности. Но, мне кажется, основное все-таки — проблема безопасности.