Испанские "народники" не обойдутся без народа
Правящая партия вынуждена добиваться коалиции с политиками нового поколения
В Испании завершается кампания по выборам в парламент страны — самым непредсказуемым за десятилетия. Хотя по итогам воскресного голосования правящая Народная партия, скорее всего, займет первое место, самостоятельно сформировать правительство она не сможет. Своими партнерами соратники премьера Мариано Рахоя хотели бы видеть центристскую партию Ciudadanos ("Граждане"), неожиданно ставшую третьей политической силой страны. Однако ее лидер Альберт Ривера уже дал понять, что такая коалиция стала бы предательством интересов его избирателей — тех, кто в разгар экономического кризиса разочаровался в традиционных партиях. Эксперты предупреждают: Испанию может ждать период политической неопределенности.
С 1977 года, когда в Испании прошли первые после смерти диктатора Франсиско Франко демократические выборы, за первенство на парламентских выборах неизменно сражались две партии. Однако в это воскресенье можно будет говорить об окончательном уходе двухпартийной системы в прошлое. По данным газеты El Mundo, которая вывела среднестатистические показатели из 20 соцопросов, правящая Народная партия набирает 27,8% голосов, а ее извечный соперник — социалисты — 21,1%. 19,4% и 16,5% прочат двум партиям нового поколения — центристской Ciudadanos ("Граждане") и левой популистской Podemos ("Мы можем").
"Народники" и социалисты резко потеряли популярность в последние годы. Как пояснил "Ъ" испанский политолог, преподаватель Университета Карлоса III (Мадрид) Льюис Орриолс, это "частично стало результатом экономического кризиса, а частично — кризиса политического". "Речь идет не только о коррупционных скандалах, но и об огромном разочаровании граждан в политиках. Вначале социалисты, а затем и "народники" не смогли во время экономического кризиса проводить политику, приоритетом которой были бы интересы граждан",— отмечает собеседник "Ъ".
Podemos, которую нередко называют братом-близнецом греческой "Сиризы", сформировалась в начале 2014 года как политическое крыло протестного движения "Возмущенных" — своеобразного испанского аналога Occupy Wall Street. Центристская Ciudadanos была основана раньше, в 2006 году, в Каталонии, но на национальный уровень также вышла совсем недавно на фоне разочарования избирателей в двухпартийной системе. В ее программе — сохранение единства страны перед угрозой каталонского национализма, поддержка бизнеса, борьба с коррупцией. "Хотя Ciudadanos нередко называют левоцентристской партией, она чуть ближе к правому центру и поэтому отнимает часть голосов у Народной партии",— пояснила "Ъ" ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Прохоренко.
В ходе предвыборных дебатов основное внимание было сосредоточено на ситуации внутри страны. В частности, члены Народной партии (ее председатель и премьер Испании Мариано Рахой участвовал в теледебатах лишь раз — во время встречи один на один с лидером социалистов Педро Санчесом) обращали внимание на то, что Испания вышла из рецессии, а за два последних года было создано около 1 млн рабочих мест. Были произнесены и новые обещания: снизить подоходный налог, а также создать в ближайшие четыре года еще 2 млн рабочих мест.
Внешняя политика на дебатах была на втором плане. Прояснить позиции четырех ведущих партий помогло исследование Королевского института Elcano, эксперты которого задали политикам по 21 внешнеполитическому вопросу. Один из них был об отношениях с РФ в условиях ее "интервенции на Украину и аннексии Крыма". Все опрошенные заявили об уважении принципов международного права (и, как следствие, непризнании результатов крымского референдума) и призвали Москву выполнять обязательства, взятые на себя в рамках минских договоренностей по Донбассу. При этом политики сошлись во мнении о необходимости диалога с РФ. "Россия — это большая страна, очень важный сосед ЕС и глобальный игрок первого порядка. С ним надо разговаривать, чтобы бороться с многочисленными вызовами",— заявили в правящей Народной партии. Социалисты призвали "заменить логику конфронтации логикой сотрудничества". В Ciudadanos отметили необходимость учитывать, что "российский политический режим очень отличается от европейского, как и его видение международных отношений". А в Podemos заверили, что со временем надо восстановить участие Москвы в замороженных форматах — G8 и Совете Россия--НАТО.
По мнению испанских политологов, наиболее эффективно предвыборную кампанию провел лидер Ciudadanos 36-летний Альберт Ривера. Его партия вряд ли догонит "народников", но может сыграть решающую роль после подведения итогов голосования. "Впервые в истории Испании может сложиться ситуация, при которой победитель парламентских выборов не сформирует правительство. Не важно, выиграет Народная партия или нет (а она выиграет), важно, с каким отрывом и будут ли возможности для создания коалиции",— отметил Льюис Орриолс. Он предсказывает: если "народники" и Ciudadanos на двоих получат абсолютное большинство мест в Палате депутатов (176 из 350), то у Мариано Рахоя появится "прекрасная возможность остаться во главе правительства". Премьер уже дал понять, что не против переговоров о коалиции с этой партией.
Вместе с тем Альберто Ривера отверг такую возможность, пояснив: "Мы зашли так далеко не для того, чтобы все осталось по-прежнему". Ситуацией могут воспользоваться социалисты, политические взгляды которых не так уж далеки от взглядов сторонников левой Podemos: соглашение между этими политическими силами не исключено. Кроме того, вчера Мариано Рахой намекнул на возможность сенсационного исхода — "большой коалиции" между "народниками" и социалистами. Перед угрозой со стороны новых партий объединиться могут даже заклятые соперники.
"Политическая культура переговоров и поиска согласия достаточно нехарактерна для современной Испании",— отмечает Ирина Прохоренко, добавляя: политический расклад после выборов "грозит стране проблемами". Льюис Орриолс соглашается: в Испании, по его словам, теперь может наступить период "политической неопределенности и непредсказуемых коалиций".