Папа Франциск и другие

Cамые яркие музыкальные записи конца 2015 года

Галина Босая «XII священных псалмов»

Певица Галина Босая до сих пор была известна публике только в качестве исполнительницы эклектичного авторского материала и участницы концертов, которые иногда дают бывшие коллеги Петра Мамонова под заголовком "ОтЗвуки Му". "XII священных псалмов" — это духовные тексты, переведенные на современный русский язык и записанные интернациональной командой музыкантов и продюсеров в сопровождении хора, оркестра и рок-группы. Музыкальная ткань, рожденная в рамках этого рискованного предприятия, равноудалена от традиционных церковных песнопений и от адаптированной для театра мюзикловой структуры. Сама Галина Босая называет стиль альбома неоакадемизмом, недруги уже обвинили ее в том, что музыка по-нью-эйджевски благостна и подчас напоминает киносаундтрек. И это при том, что в некоторых местах альбома хор и оркестр звучат вполне яростно и апокалиптично. К тому же Галина Босая отменно подготовлена вокально, здесь не подкопаешься. Ценность "XII священных псалмов" прежде всего в желании вывести духовный стих за рамки канона, сменить угол зрения, сохраняя уважение к первоисточнику. К Рождеству — в самый раз.

Издатель Союз Music
vk.com/galina_bosaya


Террариум «3=8»

Первый альбом "Террариума" "Пятиугольный грех" (2000) представлял собой искреннее незамутненное абсурдистское баловство Бориса Гребенщикова и группы симпатичных ему товарищей — Вячеслава Бутусова, Максима Леонидова, Сергея Чигракова и др. Выпуск "3=8" ставит целью сбор средств на лечение тяжелобольного поэта Анатолия Гуницкого — автора текстов "Террариума" и соратника БГ с начала 1970-х. Игривость, свойственная первому альбому, кое-где уступила место довольно тяжеловесным построениям — хитов, подобных "Гибралтару/Лабрадору", здесь нет. Зато привлечены весомые персонажи, редко пересекающиеся с инициатором записи. Так, произведение "Душа не ведает" записал лидер "Аукцыона" Леонид Федоров, знающий толк в заковыристой поэзии, а его однофамилец Евгений из Tequilajazzz практически продекламировал стих "Не прикасаясь к тишине". Несмотря на то, что тексты Гуницкого — в буквальном смысле "слова, лишенные всякого смысла", каждый из участников записи сыграл роль самого себя, выступил в самом своем характерном саунде, объяснив таким образом публике, что сила русского рока не столько в тексте, сколько в харизме музыканта.

Издатель БГ
aquarium.ru


Jukebox Trio «Triology»

Трое российских битбоксеров Илья Иванов, Владимир Иванов и Гарри Краулис продолжают совершенствовать свое мастерство, не пропадая с радаров больших медиа. В уходящем году они, например, довольно эффектно выступили в первом сезоне шоу "Главная сцена" — русской версии "X-Factor". Одну из песен, созданных в сотрудничестве с американским продюсером Уолтером Афанасьевым, заседавшим в жюри "Главной сцены", даже рассматривали как вариант для русского представительства на "Евровидении-2015". В общем, с резюме у Jukebox Trio проблем нет. Имя американского продюсера стоит также в титрах третьего студийного альбома группы — "Triology". Он полностью англоязычный и несет на себе ощутимый отпечаток заокеанского звукопроизводства. При этом все равно не покидает ощущение, что Jukebox Trio все еще в начале пути, что они постоянно сдают экзамен, демонстрируя невидимому суду все свои умения. Этот страх провала создает напряжение, которое, похоже, мешает группе сочинить наконец свою Самую Главную Песню, после которой можно будет уже наконец перестать все время что-то доказывать.

Издатель Jukebox Trio
jukeboxtrio.ru


Thunderbitch «Thunderbitch»

Группа Alabama Shakes в 2015 году стала наиболее заметным явлением на рок-сцене, свидетельство тому — четыре номинации на Grammy. Выступления одного из самых эффектных концертных коллективов планеты запоминаются прежде всего благодаря уникальному владению голосом, которое демонстрирует яркая корпулентная предводительница Alabama Shakes Бриттани Говард. В сентябре, когда после насыщенного фестивального лета лидерство Alabama Shakes в блюз-роке стало бесспорным, Бриттани Говард вдруг вспомнила о своем сайд-проекте — группе Thunderbitch, которая с 2012 года существовала в тени Alabama Shakes и тем не менее оказалась готова оперативно выбросить на прилавки дебютный альбом. Грех было не оседлать волну, поднятую Alabama Shakes. В Thunderbitch Бриттани Говард исполняет разудалый байкер-рок, отчасти напоминающий английскую группу The Jim Jones Revue. На сцене выступает в кожаных штанах и черном парике. Поклонники Alabama Shakes могут смело "догоняться" альбомом Thunderbitch. Принципиальных противоречий между двумя проектами не наблюдается.

Издатель Rough Trade
thundabetch.com


Coldplay «A Head Full Of Dreams»

Нужно быть большим фанатом группы Coldplay, чтобы каждый из ее конъюнктурных экспериментов встречать восторженными репликами в соцсетях и немедленной покупкой очередного творения во всех доступных форматах. На протяжении карьеры Coldplay Криса Мартина и его товарищей как следует помотало из стороны в сторону, и даже в пределах последних двух лет они успели выпустить "тихий" альбом "Ghost Stories", добавить к списку своих продюсеров EDM-диджея Авичи и сделать резкий бросок в сторону ретротанцев. Сингл "Adventure Of A Lifetime" вызвал бурю эмоций у фанатов — как же, там ведь в клипе обезьяны танцуют брейкданс. Теперь у Криса Мартина, кажется, даже есть автотюн. В целом же поп-альбом "A Head Full Of Dreams" подтверждает непопулярную точку зрения, состоящую в том, что Coldplay — самая переоцененная группа планеты и без ожесточенного пиара все эти бесконечные потуги на статус новых U2 не стоят и ломаного гроша. Таблоиды сообщают, что Крис Мартин опять сошелся с Гвинет Пэлтроу,— это запрещенный прием, но билеты-то на концерты продавать надо.

Издатель Warner Music
coldplay.com


Algiers «Algiers»

Первый альбом группы Algiers стоит в ряду дебютов 2015 года, незаслуженно обойденных вниманием прессы и оставшихся за бортом всевозможных итоговых списков, которые уже опубликовали все авторитетные музыкальные СМИ. Algiers родом из Атланты, на переднем плане — темнокожий мультиинструменталист Франклин Джеймс Фишер, и в сумрачном постпанке Algiers легко опознаются его корни. Уникальное предложение Algiers на рынке — кликушеский рок в идеальной пропорции с госпелом, психоделикой и электронными семплами. Слушая альбом "Algiers", не раз поминаешь Ника Кейва, белого австралийца, который не раз перевоплощался в черного проповедника. В случае Франклина Джеймса Фишера это эмоциональное преображение происходит само собой, по зову крови. Программное произведение Фишера так и называется — "Blood", на диске оно размещено под четвертым номером. Альбом "Algiers" вызывает в памяти не только "Abattoir Blues / The Lyre Of Orpheus" Ника Кейва, но в самых страстных моментах — и самого Скримин Джея Хокинса. Похоже, Algiers даже слишком хороши для рейтингов истеблишмента. Вполне обойдутся.

Издатель Matador
www.algierstheband.com


OST «The Hateful Eight»

За неделю до выхода в широкий американский прокат своего нового творения "Омерзительная восьмерка" Квентин Тарантино выпустил альбом с музыкой, которая звучит в фильме. Это пятый фильм, в котором Тарантино использовал произведения Эннио Морриконе, но первый, в котором музыкальным фоном служит не просто набор песен и музыкальных тем, но полноценное композиторское полотно, написанное специально для ленты. Несмотря на то, что имя 87-летнего итальянского мастера ассоциируется с вестернами в первую очередь, "Омерзительная восьмерка" — его первый вестерн за 34 года, а для Голливуда он не писал со времен "Игры Рипли" (2002). После "Джанго" Морриконе поклялся никогда не сотрудничать с Тарантино — и все же американец его уговорил. Этот беспрецедентный релиз уже получил номинацию на "Золотой глобус". Но Тарантино не был бы Тарантино, если бы не добавил к инструментальной музыке кумира несколько треков из своего личного плейлиста. На альбоме звучат The White Stripes и Рой Орбисон. А маэстро Морриконе скоро можно будет послушать в Москве. 21 марта он будет дирижировать в Crocus City Hall в рамках тура, посвященного 60-летию кинокарьеры.

Издатель Decca
thehatefuleight.com


Pope Francis «Wake Up!»

Папа Франциск — не первый глава Ватикана, который использует популярную музыку для сближения с паствой. Однако Франциск, безусловно, самый популярный лидер Римско-католической церкви за многие годы, поэтому к любому его жесту привлечено необыкновенное внимание. Альбом "Wake Up!" собран из фрагментов проповедей папы Франциска, сведенных с музыкальными фактурами, за которые отвечал Дон Джулио Нерони, он же работал когда-то и с записями папы Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Среди авторов этого альбома — Мите Бальдуцци, Джузеппе Датти, Лоренцо Пископо и бывший участник популярной прог-роковой группы Le Orme Тони Пальюка. Последний, надо понимать, имел отношение к центральному синглу альбома — "Wake Up! Go! Go! Forward!". Эти имена хорошо известны итальянцам, а проповеди, записанные во время длительных папских экспедиций, многое значат для католиков и автоматически выводят альбом из-под критического обстрела. Но даже для далекого от католицизма слушателя очевидно стремление авторов к миру и гармонии, переданное самыми органичными для этой темы музыкальными средствами.

Издатель Believe Digital
w2.vatican.va


Скриптонит «Дом с нормальными явлениями»

Адиль Жалелов, выступающий под сценическим именем Скриптонит,— бомба замедленного действия, которую долго готовился привести в действие лейбл Басты "Газгольдер". Скриптонит выпускал синглы, записывал гостевые куплеты и наконец издал пластинку, которую чуткие журналисты назвали "долгожданной" и теперь сравнивают по степени влияния на рэп-ландшафт с "Горгородом" Оксимирона. В рецензиях встречается слово "трэп", но, если не хочется нагружать читателя терминологией, можно сфокусировать внимание на предельно откровенных текстах, перенасыщенных матом, незаконными веществами и прочей жестокой "романтикой района". "Ни капли любви к этой суке" и все в таком духе. Особым отрицательным обаянием альбом обязан саунду, который и вправду выглядит исключительно не только на фоне коммерческого рэпа, но и в принципе в российской музыке. Ощущение "пьяного трипа" в казахской глубинке возникает буквально на тактильном уровне. Мало кто у нас добивается такого. Известно, что "на низком старте" у автора еще один диск, с более модным звуком, подходящим для клубов и машин.

Издатель Gazgolder
vk.com/scriptonite


«Москва никогда не спит» (Музыка из фильма)

Такому амбициозному проекту, как продукция ирландца Джонни О’Райли «Москва никогда не спит», конечно, требовался информационно насыщенный и многослойный саундтрек. Основные инструментальные темы записал один из самых заметных электронных музыкантов страны Муджус, в выходных данных фильма он фигурирует под своим настоящим именем — Роман Литвинов. Фортепианные пьесы, придуманные в лучших традициях любимых кинематографом зарубежных композиторов-минималистов, не похожи ни на что из того, что раньше выходило под брендом Mujuice. Можно только гадать, почему Роман Литвинов не выпустил их отдельным блоком под своим сценическим именем. В таком формате музыку явно ждал бы коммерческий успех. На альбоме "Москва никогда не спит" материал Романа Литвинова разбавлен произведениями других авторов, которые призваны подчеркнуть мысль кинематографистов о пестроте и непредсказуемости московской жизни, в которой все сплетены со всеми — актеры с хулиганами, старики с бизнесменами и т. д. Но в памяти прежде всего остается титульная тема Романа Литвинова "Moscow Never Sleeps".

Издатель JSC SBA Production, Warner Music Group Company
www.mujuice.com

Вся лента