Партмаксимум

Чиновники Кировской области получат декабрьскую зарплату в январе. Это связано с тем, что финансовый год в регионе завершается в сложных экономических условиях, заявил глава области Никита Белых. По словам губернатора, перенос сроков выплаты — вынужденная мера. Он пояснил, что поступление доходов по отдельным показателям оказалось значительно ниже запланированного уровня. На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин рассуждал о размере зарплат чиновников. Его представления о них скоро могут стать реальностью, уверен независимый аналитик Александр Клюкин.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Давным-давно, почти сто лет назад, российская власть ввела партмаксимум — ограничение доходов для руководящих работников. Максимальный месячный доход был установлен в жестко фиксированной сумме. С тех пор в России несколько раз менялся экономический уклад, исчезла правящая партия в тогдашнем понимании, но идея не перестала быть актуальной. Особенно после большой пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря.

Напомню, что пресс-конференцию президент начал, как он выразился, с «замшелого анекдота»: что год назад казалось черной полосой, в сравнении с нынешним днем представляется белой. В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. И читать на этом фоне сообщения о пирах во время чумы, которые время от времени устраивают начальники разного уровня, очень неприятно.

Один выписывает себе чуть не миллионные премии за проведение Дня города. Другой празднует свой день рождения за бюджетные 10 млн, да еще маскирует это под проведение детского праздника. В госкомпаниях устанавливают себе заоблачные зарплаты и бонусы. И все это в той самой стране, которая живет и работает в условиях экономического кризиса и заграничных санкций. Поэтому когда Владимира Путина спросили про зарплаты в госкомпаниях, было крайне интересно, что он ответит.

Президент ответил в фирменном «мягком» стиле: сначала объяснил, что высокие зарплаты руководителей объективны как точка отсчета для окладов специалистов, чтобы можно было конкурировать за умы профессионалов на мировом рынке, и посоветовал руководителям госкомпаний направлять часть своих доходов на благотворительность – то есть на решение тех самых социальных и культурных проблем, на какие у государства средств не всегда хватает. «Не обеднеют» — так было сказано.

Те, кто знает Путина, думаю, поняли, что он случайных слов не говорит, и мягкая форма пожелания сопровождается спустя некоторое время жестким контролем за его исполнением. Между прочим, во времена партмаксимума по той же схеме обеспечивали высокую зарплату беспартийных специалистов. А партийные руководители фактически отдавали излишек дохода на общее благо.

Ну а сегодня некоторые нынешние руководители делали — и делают — это задолго до пожелания Владимира Путина. Я знаю, например, одного губернатора, который жертвовал собственные средства на восстановление исторических памятников в своей области. Я знаю одного высокопоставленного сотрудника администрации президента, который значительную часть своих доходов направляет в благотворительные фонды и детские дома. Я знаю одного вице-премьера правительства России, который уже много лет занимается благотворительной деятельностью и не афиширует это.

В общем, есть с кого брать пример. Хотелось бы, чтобы после совета Путина этот пример оказался заразительным.

Вся лента