«Если водитель будет знать, что наказание неотвратимо, он задумается»
Автоинспекторы спрячутся в машинах без маркировки
На российских дорогах начнут работать скрытые патрули. С этого года сотрудники ГИБДД будут использовать машины без специальной маркировки, чтобы следить за нарушителями. Такие автомобили будут оборудованы видеорегистраторами, а сами инспекторы оденутся в штатское. В МВД утверждают, что скрытые патрули позволят эффективнее контролировать ситуацию на дороге. Кроме того, новый метод поможет выявлять агрессивных водителей. Присутствие инспекторов в потоке действительно заставит участников дорожного движения вести себя аккуратнее, считает автоюрист Петр Артемов.
«В административном регламенте прописана возможность инспектора фиксировать нарушения даже на машине без опознавательных знаков. Они едут в машине и снимают на видеокамеру, что человек разговаривал по мобильному телефону, не включил поворотник. Они стараются передавать данные о нарушителе ближайшему посту, чтобы тот его остановил и уже начал составлять соответствующие документы. Если водитель будет знать, что наказание будет неотвратимо, вроде бы даже никого рядом нет, но его все равно выделят и накажут, в следующий раз он задумается», — уверен Артемов.
С декабря скрытые патрули ГИБДД уже работают на улицах Москвы. Ежедневно за столичными водителями следят по 30 парных экипажей ДПС без маркировки. В автоиспекции города заявили, что такой контроль эффективнее традиционных методов работы. Однако полицейская машина без опознавательных знаков может ввести водителя в заблуждение, отметил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«У полицейского есть не только право фотографировать какие-то нарушения, но еще и право остановить, проверить документы. И вот едет, допустим, автомобиль, тут его начинает объезжать и оттормаживать машина. Как вести себя? Либо он сейчас остановится, и будет вероятность того, что он попадет на бандитов, которые косят под полицейских, либо он будет таранить, скинет его в кювет, но если это окажется полицейский, то это 318-я статья ч. 2 — от 10 лет тюрьмы», — напомнил Шкуматов «Коммерсантъ FM».
Дорожная полиция работает под прикрытием во многих странах мира, в том числе в Японии, Австралии, США и в Евросоюзе.
Полиция США использует машины без опознавательных знаков в большинстве штатов с 90-х годов. Например, в Калифорнии «скрытый патруль» может фиксировать нарушения на дорогах, однако правоохранителям запрещено останавливать водителей, чтобы выписать штраф. При этом дорожная полиция штата Айова может использовать немаркированные автомобили только в светлое время суток.
В Финляндии, по некоторым данным, до трети машин всего полицейского парка не имеют специальной маркировки. Когда на дороге происходит какое-либо нарушение закона, правоохранители выставляют на крышу своего автомобиля сигнальные огни и сирену, после чего имеют право остановить и оштрафовать водителя.
В Великобритании дорожные полицейские также пользуются машинами без опознавательных знаков, однако они обязаны работать только в униформе и предъявлять служебное удостоверение по просьбе водителей. Известно, что британские полицейские под прикрытием патрулируют города на автомобилях бизнес-класса, таких как BMW X5 и Audi A6.
Новые меры по борьбе с аварийностью на дорогах также разрабатывает правительство. Кабмин предлагает самим водителям фиксировать нарушения с помощью видеорегистраторов. Эту запись нужно будет отправить в ГИБДД, где уже и составят административный протокол. При этом водители, которые сообщили о нарушении, смогут рассчитывать на анонимность.