«Я бы хотел, чтобы европейцы самостоятельно принимали решения, а не просто брали под козырек, когда даются указания из-за океана»
Владимир Путин считает главной проблемой Европы потерю суверенитета
Президент России заявил, что считает, что современная Европа совершила большую ошибку, отказавшись от самостоятельной внешней политики и передав часть своего суверенитета США. Впрочем, он подчеркнул, что в Москве не ждут пересмотра Европой геополитической ориентации и готовы работать со всеми государствами вне зависимости от того, «нравится нам кто-то или не нравится». Об этом господин Путин заявил в документальном фильме Владимира Соловьева «Миропорядок».
Президент России Владимир Путин заявил, что главная проблема Европы в том, что она отказалась отстаивать собственные интересы и проводить самостоятельную внешнюю политику, передав часть суверенитета США. «Проблема Европы в том, что она не проводит самостоятельной внешней политики. Вообще. Она от нее, по сути, отказалась. И передала часть своего суверенитета, может быть, одну из важнейших частей своего суверенитета в блок»,— сказал президент в интервью к фильму Владимира Соловьева «Миропорядок», стенограмма из которого была опубликована на сайте телеканала «Россия 1».
Господин Путин отметил, что считает нормальным, когда часть суверенитета государств—участников военно-политического союза передается в наднациональные органы, однако, по его мнению, вместо наднациональных институтов Европа фактически уступила свои суверенные права США и потеряла часть своей независимости. «Фокус в данном случае в том, что это не просто наднациональный орган, а по сути, эта часть суверенитета отдана Европой даже не в НАТО, а лидеру НАТО — Соединенным Штатам»,— отметил господин Путин. По его словам, он бы хотел, чтобы европейцы самостоятельно принимали участие в выработке внешнеполитических решений, «а не просто брали под козырек каждый раз, когда даются указания откуда-то из-за океана».
В качестве положительного примера российский лидер привел президента Франции Жака Ширака и канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера, которые в начале 2000-х выступили против ввода американских войск в Ирак и не поддержали военную операцию по свержению Саддама Хусейна. «Когда вторжение состоялось, Саддам Хусейн был уничтожен и Ирак был уничтожен, помните, что им говорили? Во-о-от, вы были неправы. И мне тоже говорили — вот, значит, мы победили, а вы остались в стороне. Но если смотреть на шаг вперед, оказалось, что они-то (Ширак и Шрёдер) как раз и были правы»,— отметил господин Путин. По мнению президента, главным инструментом для восстановления суверенитета должно стать укрепление норм международного права, позволяющих избежать двойной и тройной морали. «Если мы будем рассуждать волюнтаристскими категориями, не прописанными понятным, ясным, прозрачным и единообразно понимаемым языком, тогда будет хаос»,— добавил президент.
Впрочем, Владимир Путин подчеркнул, что в Москве не ждут пересмотра Европой ориентации на Атлантический союз: «Но нужно руководствоваться либо своими внутриполитическими интересами, либо интересами государства». Тем не менее Владимир Путин отметил, что Россия готова и будет вести дела со всеми государствами вне зависимости от того, «нравится нам кто-то или не нравится». Также он подчеркнул, что в политике стоит не забывать про такие качества, как честь, честность и достоинство, и стремиться их демонстрировать, в том числе и на международном уровне.
Почему пресс-конференции Владимира Путина беспокоила Турция
17 декабря президент России Владимир Путин провел большую итоговую пресс-конференцию. Специальный корреспондент “Ъ” АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ считает, что после того, как Владимир Путин инициировал вопрос про отношения с Турцией и ответил на него, пресс-конференция для него самого потеряла настоящий смысл. Специальный корреспондент “Ъ” — о тех всплесках интереса к происходящему, которые демонстрировал российский президент в течение трех следующих часов. Читайте подробнее