«Государство сможет сэкономить до 1 трлн рублей»
Госдума рассмотрит поправки к законопроектам о госзакупках
Правительство определило сроки и порядок обязательного перевода всех госзакупок в электронный вид. В понедельник в комитете Госдумы по экономической политике будут рассмотрены масштабные поправки к двум регулирующим госзакупки законопроектам, которые уже приняты в первом чтении. Как пишет газета «Коммерсантъ», все закупки должны будут проводиться в новом формате 1 октября 2016 года, а на настройку всей системы дан срок до начала 2017 года. Глава комитета по экономической политике Анатолий Аксаков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Предполагается, что радикальная реформа системы закупок нацелена на повышение гласности, прозрачности и эффективности. Насколько, по-вашему, такого результата можно достичь?
— На мой взгляд, переход на электронные торги госзакупок, муниципальных закупок, конечно, повышает прозрачность и уменьшает возможность коррупционных сделок при отчислении этих операций.
— Таким образом, мы очень сильно повысим эффективность?
— По оценкам того же Минэкономразвития, государство сможет сэкономить до 1 трлн руб. благодаря таким операциям.
— Поясните, каким конкретно образом?
— Если торги проходят не молоточным способом, как говорили раньше, а на основе электронных торгов, выставляются различные предложения по удовлетворению госзакупок либо муниципальных закупок, те, кто предложит наиболее благоприятный вариант, в том числе по цене, выигрывает эти торги. И уже никакие ухищрения, никакие способы не позволят отсечь тех, кто предлагает более благоприятный вариант, — это раз.
Во-вторых, документы предполагают, скажем так, более четкое описание правил для проведения торгов, поскольку раньше заказчики прописывали правила таким образом, что выиграть их мог только единственный поставщик, заведомо известный покупателю, — госкомпания или какая-то крупная компания. Чтобы исключить такие ситуации, законопроект предполагает более четкое описание правил проведения соответствующих закупок.
— Поясните, пожалуйста, что там более четко прописано и что мешает тогда под конкретную компанию составить тендер?
— Под конкретную компанию прописывали, например, правила, когда, у меня такая жалоба была, что подвеска на транспортное средство должна быть соответствующего производителя.
— Анатолий Геннадьевич, мы понимаем, что такие механизмы существовали, как вы уже сказали, как их ликвидировать?
— Законопроект описывает, какие способы, что должен указать тот, кто осуществляет соответствующие закупки. И при этом запрещает прописывать эксклюзивные условия под одного поставщика при наличии различных поставщиков.
— В Минэкономики настаивают на том, что новый порядок поможет участникам рынка, особенно малому бизнесу, согласны вы с этим?
— Эти правила как раз и нацелены на то, чтобы оказать содействие малому бизнесу, поскольку лучше, понимая правила, а иногда они были очень запутаны, малый бизнес сможет уже более уверенно участвовать в этих торгах. Их уже невозможно будет отсечь по каким-то признакам, поскольку электронные торги, как мы уже договорились, это более прозрачная форма осуществления закупок.
— А что касается сроков, 1 октября 2016 года — новые сроки, которые были установлены — достаточно ли этого переходного периода?
— Думаю, что года вполне достаточно, поскольку торговые площадки уже давно работают, закупки давно осуществляются. Нужно, конечно, очень серьезно поработать, но сам документ, который мы рассматриваем в комитете, поправки правительства требуют внимательного изучения, чтобы не получилось так, что хотели как лучше, а получилось как всегда. То есть важно, чтобы очень масштабные, в том числе и по количеству, поправки были действенны, полезны и способствовали прозрачности, и при этом не вредили ведению бизнеса. Бывают ситуации, когда необходимо, скажем, поменять поставщика, поскольку тот поставщик, который выиграл тендер, оказался никчемным, неспособным выполнять обязательства. Поэтому мы будем внимательно смотреть поправки, если они соответствуют заявленному, то, естественно, будут поддержаны. Если что-то надо подправить, будем подправлять.
— Господин Аксаков, а какие моменты сейчас самые спорные?
— Я не буду сейчас говорить о спорных моментах, мы поспорим на комитете, потому что сейчас нам надо договориться об этих поправках, скажем так, в рабочей обстановке, посмотреть, насколько они эффективны, насколько они четко прописаны, а дальше уже будем выносить в публичную плоскость.