«Американцам позарез нужна сирийская армия, но без Асада»
США хотят сформировать единый фронт с правительственными войсками Сирии
Вашингтон готов признать правительственную сирийскую армию своим союзником в войне против запрещенного в России «Исламского государства». США пойдут на такой шаг в обмен на некие гарантии того, что Башар Асад в обозримом будущем покинет кресло президента Сирии. С подробностями — политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.
Несмотря на реальные успехи авиации международной коалиции, — а удары с воздуха действительно остановили расширение территории нового халифата, — все ближе становится тот день, когда Западу придется признать, что без наземной операции исламистов в Сирии и Ираке не победить. Уже сейчас в Вашингтоне аккуратно говорят о том, что авиация — это, по большому счету, полумера. Даже президент Барак Обама заявил, что ВВС помогают в наступлении «союзникам на земле», а уже они, в свою очередь, освобождают территории от запрещенного «Исламского государства». Под союзниками имеются в виду в первую очередь части курдского ополчения пешмерга и различные группировки сирийской оппозиции. Но для окончательной победы над «Исламским государством» курды недостаточно мотивированы — пешмерга попросту не собирается воевать с кем бы то ни было за пределами Курдистана, а оппозиционные силы серьезно раздроблены и часто враждуют между собой.
Переломить ход войны могло бы формирование единого фронта с сирийской правительственной армией, признают в Вашингтоне. Но в Госдепартаменте поясняют: союзнические отношения наладятся лишь в случае, если в Дамаске начнется реальный процесс передачи полномочий от президента Башара Асада некоему временному властному органу. Специалист по Ближнему Востоку Иван Яковина говорит, что перед американцами сейчас стоит непростая задача: им позарез нужна сирийская армия в качестве нового союзника, но армия эта нужна без Асада, которого на дух не переносят старые союзники.
«Сирийская армия — это единственная регулярно организованная суннитская сила, которая действительно противостоит ИГИЛу. Американцам крайне необходима именно суннитская вооруженная сила. Получение в союзники такой армии было бы, конечно, палочкой-выручалочкой для американцев. Именно для того, чтобы установился какой-никакой порядок и не было бы потом очередного издания либо "Аль-Каиды", либо ИГИЛа. Уничтожение режима, уничтожение государственности приведет к ливийскому сценарию — там начнется полный хаос, никто этого не хочет. Но задача состоит в том, чтобы поменять Асада на какую-то менее одиозную фигуру, на человека, который, с одной стороны, будет частью этого несуществующего режима, с другой стороны, не будет вызывать у умеренных повстанцев острую аллергию. Грубо говоря, вместо Сталина нужен Хрущев», — объясняет Яковина.
По сообщениям агентства Reuters, которое ссылается на свои источники в иранских правительственных кругах, Тегеран готов пойти навстречу американцам и отказаться от безусловной поддержки Башара Асада. Более того, утверждают источники агентства, Иран согласовал свою позицию с Россией, и, если верить этому сообщению, оба государства отныне не будут настаивать на сохранении Асада у власти. Иранист Карине Геворгян считает, что Запад несколько переоценивает готовность Ирана к уступкам, забывая о том, что Тегеран уже избавился от сковывавших его санкций, да и горячая любовь иранского истеблишмента к Башару Асаду — явное преувеличение.
«Санкции с Ирана сняты, весь сценарий снятия санкций предполагает постепенность. С начала 2015 года за рубежом размораживались активы Ирана — это факт. Я задаюсь вопросом, чего еще может добиться Иран. Ни Россия, ни Иран не настаивали на том, что он должен непременно остаться самым главным и быть президентом пожизненно — не было такого вообще разговора. Это все делается в большей степени именно потому, что между Россией и Соединенными Штатами обнаруживается какая-то очень интересная борьба за Иран. Все, он перестал быть мальчиком для битья и становится партнером в регионе», — поясняет Геворгян.
Башар Асад неоднократно заявлял о том, что готов уйти со своего поста, если этого захочет народ Сирии. То есть, по результатам выборов, на которых он регулярно побеждает с момента прихода к власти в 2000 году и которые оппозиция не признает свободными и легитимными. Основания для этого у противников Асада есть — голосования в 2000 и 2007 годах были безальтернативными с одной лишь фамилией в избирательном бюллетене. А в 2014 году формально альтернативные выборы проводились уже в условиях войны и полностью бойкотировались оппозицией. Но без Асада Сирию ждет еще больший разгул гражданской войны, считает сирийский журналист Мудар Хейербек. По мнению Хейербека — единоверца алавита Асада — передача власти суннитскому большинству приведет к массовой резне религиозных меньшинств, в том числе и сирийских христиан. Поэтому Асад не покинет высший пост в стране, делает вывод журналист.
«Президент Башар Асад — единственный человек, который может на самом деле сохранить Сирию. Смотрите, например, пять лет он не покидал страну, хотя мог переехать куда хотел. Он не покидал страну, не покидал народ. Не дай бог, это случится, это очень плохо для страны, будет хуже, чем ситуация сейчас. Будет море крови с первого дня и с первого часа», — подчеркивает Хейербек.
Уже через несколько недель — в январе 2016 года — должны начаться переговоры между сирийскими властями и оппозицией, как предписано принятой на прошлой неделе резолюцией Совбеза ООН. Документ предполагает создание новой конституции Сирии и проведение досрочных президентских выборов, никак, впрочем, не упоминая, сможет ли Башар Асад принимать в них участие.