По дороге к чемпионату
Самаре и регионе в 2015 году началась реализация долгожданных инфраструктурных проектов.
Помимо реконструкции Московского шоссе и ремонта улицы Ново‑Садовой стартовало строительство Фрунзенского моста через реку Самару. Все эти проекты предполагают миллиардные вложения. Большая часть работ проводится в рамках подготовки к играм чемпионата мира по футболу. По словам экспертов, работы ведутся в хорошем темпе, но для того, чтобы успеть все к 2018 году — необходимы жесткий контроль и постоянное внимание со стороны властей.
— инфраструктура —
Миллиарды на дороги
По данным министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, всего на дорожную инфраструктуру в регионе в 2015 году потратили порядка 17 млрд рублей. После капитального ремонта было введено в эксплуатацию более 80 км федеральных трасс, отремонтировано около 100 км областных, межрегиональных и местных автодорог, введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции порядка 20 км автодорог. В порядок привели 500 дворов и проездов к ним.
Муниципалитетам из дорожного фонда в этом году выделили 3,24 млрд рублей, в том числе 1,11 млрд — Самаре, 932 млн — Тольятти. В этом году регион начал реализацию целого ряда крупных инфраструктурных проектов в рамках подготовки к играм Чемпионата мира по футболу-2018. Осенью в Самаре началась реконструкция одной из самых загруженных дорог города — Московского шоссе. Торги по реконструкции от проспекта Кирова до выезда из города 7 сентября выиграло ООО «Самаратрансстрой», предложив цену в 6,6 млрд рублей.
Общая стоимость реконструкции по заключенным контрактам вместе с выносом коммуникаций составляет 8,7 млрд рублей. Финансируется строительство за счет федеральных и областных средств в рамках программы подготовки к ЧМ-2018. В проект реконструкции входит пять пересечений, два из которых представляют собой кольцевые развязки, и восемь примыканий второстепенных улиц.
На первой кольцевой развязке — на пересечении с проспектом Кирова — основной поток по Московскому шоссе будет пущен в нижнем уровне по путепроводу тоннельного типа. Расположенное в верхнем уровне кольцо возьмет на себя потоки, двигающиеся по проспекту Кирова, и обеспечит повороты и развороты при съезде с Московского шоссе. Площадь в центре перекрестка с памятником самолету Ил‑2 планируется сохранить. На второй развязке — на пересечении с Ракитовским и Волжским шоссе — будет реализована похожая схема. Основной поток по Московскому шоссе пройдет в нижнем уровне, но центр кольца будет представлять собой выемку, так как нет необходимости перекрытия центральной части.
На всем протяжении шоссе планируется создать две проезжие части с разделительной полосой. Решено организовать боковые проезды, на которых расположится полоса для доступа к прилегающей территории и выделенная полоса для общественного транспорта. Там же планируется создать лоты для парковки автомобилей. По обе стороны дороги должны быть построены велодорожки и широкие тротуары. Проектом также предусмотрено устройство 32 остановок общественного транспорта.
«Самаратрансстрой» уже приступил к работам. Так, в конце октября началась подготовка к строительству первого путепровода тоннельного типа на Московском шоссе, находящегося на пересечении с Ракитовским шоссе. Подрядчик планирует сначала реконструировать правую часть Московского шоссе на выезд из города, а потом приступить к левой.
Летом 2015 года в Самаре начался ремонт еще одной крупной городской магистрали — улицы Ново‑Садовой. Подрядчик должен отремонтировать в общей сложности 9 км дорожного покрытия: от улицы Полевой до проспекта Кирова. Ремонт дороги также ведет «Самаратрансстрой».
Компания должна будет привести в порядок проезжую часть, тротуары, зеленую зону и подземный пешеходный переход. Предполагается, что дорога, так же как и Московское шоссе, будет отремонтирована в два этапа: нижний слой проезжей части будет обустроен в 2015 году за 350 млн рублей, верхний слой — в 2016 году за 564 млн рублей. Все работы необходимо будет завершить до конца ноября 2016 года.
Предполагается, что в рамках капремонта будет полностью восстановлено дорожное покрытие от улицы Полевой до улицы Демократической, заменен бордюрный камень, установлено новое освещение. Появятся новые светофоры, 15 км ограждений, новая дорожная разметка.
Участок от улицы Советской Армии до проспекта Кирова расширят на два метра. Кроме того, запланирован ремонт улиц-дублеров по всей протяженности дороги, дублер от улицы Губанова будет продлен до проспекта Кирова. Движение возле ДК «Современник» будет круговым. Участок дороги от улицы Полевой до улицы Первомайской будут ремонтировать в последнюю очередь, поскольку сейчас там ведется строительство метро.
Тротуары до улицы Советской Армии будут мостить плиткой, после — двухслойным асфальтом. Также будут приведены в порядок скверы возле Дома сельского хозяйства и ДК «Современник». На зеленом островке посреди Ново‑Садовой появится пешеходная зона и велодорожки на участке от Постникова оврага до ДК «Современник».
Четвертый мост
В конце ноября в Самаре был дан старт строительству Фрунзенского моста. Его возведение было анонсировано еще в 2007 году. Предполагалось, что это будет четвертый мост через реку Самару, который соединит центр с Куйбышевским районом города. Однако из-за отсутствия финансирования проект долгое время был заморожен.
О необходимости строительства нового мостового перехода неоднократно заявлял губернатор Самарской области Николай Меркушкин. «Фрунзенский мост важен для развития всей области: активно застраивается Южный город (жилой микрорайон в Волжском районе), скоро получат дополнительное развитие Новокуйбышевск и Чапаевск, и поэтому иметь в этом направлении современный мост необходимо», — объяснял свою позицию господин Меркушкин. В начале апреля этого года глава региона сообщил, что с Минфином РФ достигнута договоренность о софинансировании строительства моста в соотношении 50 на 50. Позже в областном бюджете были учтены первые 500 млн рублей, которые регион получил на начало работ из федеральной казны в форме бюджетного кредита.
Проект разработали специалисты ООО «Транспортные Коммуникации Проект» еще в 2008 году. Торги на строительство министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области объявило в мае текущего года. Контракт стоимостью 12,8
млрд рублей получило ОАО «Стройтрансгаз». По данным kartoteka.ru, уставный капитал общества составляет 125,26 млн рублей. Владельцем 94,55 % в компании является STG HOLDINGS LIMITED, зарегистрированное на Кипре. Отметим, что ОАО «Стройтрансгаз» занимается строительством стадионов к ЧМ‑2018 в Волгограде и Нижнем Новгороде.
22 ноября началось строительство первой сваи моста. Старт работам дали министр транспорта РФ Максим Соколов, полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Проект предполагает, что первая очередь перехода будет включать в себя мосты через реку Самару и озеро Банное, транспортные развязки и путепровод до улицы Шоссейной. Протяженность участка составит 2,67 километра.
Отметим, что торги объявлены на строительство первой очереди мостового перехода «Фрунзенский», проект которой разработан петербургским институтом «Стройпроект» в прошлом году. Вторая очередь предполагает строительство автодороги на участке от Шоссейной улицы до границы Самары, третья — от границы Самары до Обводной дороги.
Футбольная стройка
По словам экспертов, в этом году региональные власти начали более чем масштабные работы по переустройству дорожно-транспортной инфраструктуры, которые, конечно, влияют на жизнь самарцев. Как отмечает руководитель общественного движения «Дорога 63» Аркадий Лазарев, с учетом масштаба работ заторов на дорогах не избежать. «За долгие годы в Самаре накопилось много проблем с дорогами, недоремонт колоссальный. Однако накопившийся объем работы за один год, безусловно, не выполнить. В этом году мы уже испытывали сложности с передвижением и по Ново‑Садовой, и по Московскому шоссе», — отметил он. В то же время, по словам господина Лазарева, это позитивные изменения дорожной инфраструктуры и горожанам стоит немного потерпеть.
Как отметил в беседе с «Ъ‑ИГ» депутат Самарской губернской думы Алексей Чигенев, при освоении средств дорожного фонда Самарской области в этом году особых трудностей не возникло. «Проблемы возникли при проведении торгов по реконструкции Московского шоссе, и, соответственно, это затянуло начало реализации этого проекта. Плюс достаточно большие трудности сегодня наблюдаются по переносу коммуникаций, что сдерживает дорожных строителей в перспективе для реализации их части проекта», — рассказал он. По словам депутата, коммуникации можно переносить только в теплое время года. Но из-за затянувшихся торгов провести запланированные на лето работы не успели. «Министерству транспорта необходимо в срочном порядке провести с заинтересованными службами, сетевиками разработку ускоренного плана замены коммуникаций для того, чтобы дорожники в сезон могли выполнять свою часть проекта», — сказал он.
«Организации, которые победили в торгах, достаточно квалифицированные, наверное, самые квалифицированные в области, в этом плане я совершенно спокоен за качество дорог. Темпы идут тоже опережающие. И это видно», — отметил экс-руководитель департамента строительства и архитектуры Самары Александр Бурнаев. В то же время, по словам эксперта, строительство Фрунзенского моста потребует серьезных финансовых вливаний, которые, учитывая экономический кризис и «трудный бюджет», были бы очень кстати при проведении других мероприятий по подготовке к ЧМ‑2018. «Если бы я был губернатором, я бы его сейчас строить не начал», — заметил господин Бурнаев.