«Комитет по этике рассматривал не только железобетонные факты»
Блаттеру и Платини запретили заниматься футбольной деятельностью
Президент FIFA Зепп Блаттер и глава UEFA Мишель Платини на восемь лет отстранены от футбола. Решение принял комитет по этике Международной федерации футбола. В конце сентября расследование против спортивных топ-менеджеров начало швейцарское Федеральное бюро юстиции. По данным организации, четыре года назад Блаттер незаконно перевел Платини свыше 2 млн швейцарских франков. В ноябре дело в отношении футбольных чиновников открыла арбитражная палата FIFA. Спортивный обозреватель «Коммерсантъ FM» Владимир Осипов обсудил тему с ведущим радио новостей Максимом Митченковым.
— Добрый день, Володя.
— Добрый день! Давайте сразу по пунктам, что называется. Я хотел бы разделить ваше горе, но по пунктам, как в известном фильме.
— Давай разделим горе Блаттера и Платини.
— Во-первых, надо четко понимать, что это решение жесткое — особенно это касается Мишеля Платини. Блаттера уже давно называли сбитым летчиком, особенно после того, как он практически сложил с себя полномочия: было понятно, что он уже в футболе будет максимум свадебным генералом. А теперь и свадебным генералом не будет. У Мишеля Платини же все было впереди. Президент UEFA пытался баллотироваться на пост президента FIFA, казалось бы, впереди мощнейшая карьера.
— А теперь у него, как в анекдоте: я хочу, чтобы у меня все было — у тебя все было.
— Совершенно верно, это очень грустно. Было бы весело, если бы не было так грустно. И весь ужас, камень преткновения — эти самые волшебные €1,8 млн или 1 млн швейцарских франков. Потому что 1 млн швейцарских франков — именно та сумма, которая фигурирует в документах. Вы понимаете, в документах, которые нашлись! Говорили же о том, что это незаконный перевод. Но нашлись документы в архивах, где задокументировано, за какую работу, с какого по какой промежуток времени Платини получил эти деньги. Более того, он заплатил с этих денег налоги, указал их в своей декларации как доход. Это все было еще задолго до разного рода расследований.
— А в чем проблема тогда, если все доказано? Если все настоящее? В сумме?
— Подробностей нет. Комитет по этике рассмотрел дело внимательно — дело в том, что Блаттера не только в коррупции обвиняли, его обвиняли в халатности при выполнении обязанностей президента. И комитет по этике рассматривал не только железобетонные факты. Не будем забывать, сколько скандалов было вокруг имени Блаттера во время его правления, в тот момент, когда он возглавлял такую махину как FIFA. Проблемы с продажей, скандал с продажей телевизионных прав, скандал с проведениями различных чемпионатов мира в различных странах, в частности, ЮАР, с продажей билетов. То есть навскидку человек, далекий от футбола, сразу 3-4 скандала вспомнит, а было там четыре только мощнейших скандала. Не успел Блаттер возглавить FIFA, а уже сразу разразился скандал. То есть он вообще самый скандальный президент. Это с одной стороны.
С другой стороны, когда Блаттер возглавил FIFA, на счетах FIFA был ноль, зеро — ничего не было. И все скандалы, конечно, были, но когда мы скандалим на пустом месте и у пустого кошелька, это совершенно не скандал, а так — веселые разговоры. Через какое-то время, когда, благодаря Блаттеру, на счетах FIFA появились миллиарды евро, миллиарды — не миллионы, оборот FIFA — миллиард в год, естественно, появились люди, которым стало вдруг интересно.
Они заинтересовались, во-первых, откуда деньги, во-вторых, люди же не идиоты — они четко видят определенные схемы, которые можно назвать коррупционными. Как, кто, с кем, почему и за сколько договаривается, тоже достаточно понятно. Другой вопрос, что нужно было ловить за руку. Долгое время на это закрывали глаза, потому что FIFA была настолько мощной организацией, в том числе в финансовом плане. В футбол не очень серьезно играют Соединенные Штаты Америки, которые являются третейским судьей вообще везде, где только можно и нельзя — в Зимбабве, в России, в Коста-Рике, Пуэрто-Рико. Любое место, любой отдаленный уголочек земли назовите, и у американцев есть там свой маленький интерес — они всегда там будут третейским судьей, везде, по всей планете.
Как только невероятные суммы стали в FIFA ходить туда-сюда, когда стало уже понятно, что этот кусок пирога настолько громаден, что его нельзя обойти, американцы безумно полюбили футбол, и теперь мы имеем то, что имеем. Сейчас сложно давать какие-то оценочные моменты. Комитет по этике принял решение: Платини отстранен, Блаттер отстранен — все, давайте теперь поставим точку и будем смотреть дальше. Теперь очень бы хотелось, чтобы вся эта история не качнулась маятником в нашу сторону. Не будем забывать, выборы президента FIFA 26 февраля, и как только новый президент займет свой пост…
— Мы уже подозреваем, кто станет президентом?
— Неизвестно.
— Мы же оценки делаем, мы же прикидываем.
— Мы делаем, конечно, прикидываем. Если встанет человек, который будет пытаться выглядеть красиво со всех сторон, особенно перед определенными людьми, которые его с большей вероятностью туда поставили, то он начнет свое президентство с определенных решений для того, чтобы сделать этим людям приятно.
— Опять под ударом окажется наш чемпионат?
— А под ударом, совершенно верно, окажется не только наш чемпионат, но и чемпионат мира в Катаре. Самый для нас — что бы сейчас ни говорили наши чиновники о том, что мы можем спать спокойно, о том, что все идет своим чередом, что все нормально и все хорошо — замечательный сценарий, когда в сторону Катара будет направлен удар. Потому что в Катаре еще достаточно далеко этот чемпионат, а Россию просто оставят в покое — дистанция до чемпионата мира слишком близка.
— Да, 2,5 года останется.
— И слишком много денег уже туда вкатили, то есть уже будет нецелесообразно, хотя вопрос большой политики. Так как сейчас в футбол, по крайней мере, в около футбольные игры начинает вступать большая политика, здесь может быть все, что угодно.