Город поправит фасад
Смольный не устраивает схема управления в пассажирском порту
Как стало известно "Ъ", Смольный планирует досрочно расторгнуть контракт с управляющей компанией "Морской фасад", которую принято связывать с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Функции оператора перейдут в специально созданное структурное подразделение, подведомственное Морскому порту Санкт-Петербурга.
Пятилетний договор с УК "Морской фасад", контролируемой группой First Quantum Виталия Южилина, АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"" заключило 23 марта 2011 года, следует из документа, опубликованного на сайте порта. По данным "Ъ", минимальная плата за управление составляет около 3 млн рублей в месяц. Штат управляющей компании — около ста человек.
Пассажирский порт "Морской фасад" запущен в 2011 году на намывных территориях Васильевского острова. На его строительство, которое велось с 2006 года, УК "Морской фасад" потратила около 9,5 млрд рублей, с 2008 года инвестор начал выпуск облигаций, в 2011 году город стал стопроцентным владельцем порта, выкупив ценные бумаги после их конвертации в голосующие акции.
По информации "Ъ", в Смольном недовольны темпами развития пассажирского терминала и намерены досрочно расторгнуть контракт с управляющей компанией, который официально истекает 23 марта 2016 года. Руководство в "Морском фасаде" может смениться до конца текущего года или в начале 2016 года. "Функции оператора перейдут в специально созданное структурное подразделение, подведомственное Морскому порту Санкт-Петербурга. Будет назначаться генеральный директор", — прокомментировал "Ъ" высокопоставленный чиновник Смольного. В Морском порту вчера не прокомментировали информацию "Ъ". Президент ООО "УК "Морской фасад"" Серик Жусупов от комментариев также воздержался.
Собеседники в Смольном утверждают, что это решение обсуждалось на заседании совета директоров АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"", прошедшем 30 ноября 2015 года. Как прокомментировала "Ъ" председатель совета директоров АО, председатель комитета по инвестициям Петербурга Ирина Бабюк, передача функций от управляющей компании генеральному директору позволит сократить затраты бюджета на содержание терминала. "Рассчитываем, что в 2016 году компания выйдет на стабильную положительную рентабельность. Целью развития пассажирского порта, помимо стимулирования роста туристического потока, является пополнение городского бюджета за счет распределения прибыли общества", — заявила госпожа Бабюк. Кто займет пост гендиректора, пока неизвестно.
В Смольном указывают на то, что количество судозаходов и общий пассажиропоток терминала отличаются от предусмотренных договором. Вместо 812 судозаходов в 2014 году управляющей компании удалось достичь лишь 239 судозаходов, при 483,5 тыс. пассажиров (вместо 903 тыс.). С 2011 года годовая выручка по основной деятельности АО за пять лет увеличилась на 34,7% — с 335,2 до 451,5 млн рублей. При этом расходы выросли с 389,6 до 539,8 млн рублей, то есть на 38,5%. По итогам навигации 2015 года порт увеличил пассажиропоток на 2%, до 491,8 млн человек. За счет того, что стоимость портовых услуг была привязана к курсу иностранных валют, по итогам 2015 года ожидается увеличение выручки на 46%, EBITDA — на 75%.
Однако из открытых источников следует, что при запуске проекта в расчет принимались как круизные, так и паромные судозаходы. На паромное сообщение должна была приходиться основная доля заходов: в 2014 году терминал должен был принять 560 паромных судов (408 тыс. пассажиров), против 252 круизных (495,3 тыс. пассажиров). Более трех лет назад петербургский паромный перевозчик St. Peter Line отказался работать в "Морском фасаде" из-за отсутствия у порта статуса грузопассажирского (не позволяет принимать пассажирские паромы с автопоездами), компания ушла на устаревший Морской вокзал, где может перевозить грузы во время низкого сезона. В марте текущего года премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение об изменении статуса с пассажирского на грузопассажирский. Как утверждают в Смольном, принимать грузы "Морской фасад" сможет только после запуска центрального участка ЗСД — ориентировочно в августе 2016 года.
Генеральный директор агентства "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что основные цели, поставленные перед управляющей компанией, достигнуты, но схема расчета вознаграждения не стимулировала оператора к выходу на безубыточность. "Ключевым преимуществом оптимизации структуры управления является сокращение расходов и жесткая привязка выплат менеджменту к достижению целевых показателей", — полагает он.