Домодедово просит учесть Египет и "Трансаэро"
Аэропорт хочет снизить плату за аренду аэродрома
Согласование арендных ставок на аэродромное имущество для аэропорта Домодедово, которые должны вступить в силу с января, может затянуться. По данным источников "Ъ", аэропорт, столкнувшийся с падением перевозок после ухода с рынка "Трансаэро" и закрытия полетов в Турцию, Египет и на Украину, предложил Росимуществу учесть это при определении новой ставки. По информации "Ъ", до этого предполагалось повысить плату за аренду для Домодедово сразу на 30%, что выше, чем в других московских аэропортах.
Как стало известно "Ъ", согласование ставок аренды аэродромного имущества для аэропорта Домодедово может затянуться до января. Ставки обсуждаются с осени в связи с плановым — раз в три года — пересмотром расценок. До сих пор рассматривался вариант роста ставки на 30% (с 2012 года ее размер уже вырос в 4,5 раза, до 410,4 млн руб.), что выше, чем в других аэропортах Москвы, рассказали "Ъ" источники в профильных ведомствах. Так, арендная ставка во Внуково — 10% от сбора за взлет-посадку (около 120 млн руб. в 2013 году), Шереметьево платит 210 млн руб. в год. По данным Минтранса, общий объем выплат аэропортов РФ за аренду аэродромного имущества не превышает 1 млрд руб. В Домодедово "Ъ" подтвердили, что ставка для аэропорта на 2016 год пока не определена и находится на этапе оценки.
Источники "Ъ" считают, что на ставку для Домодедово может повлиять уход с рынка "Трансаэро" и приостановка полетов в Турцию и Египет. По их словам, "ослабление рынка международных полетов должно учитываться независимым оценщиком, рассчитывающим ставки". Эту позицию аэропорт изложил Росимуществу и ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" (ААД, управляет имуществом аэродрома).
По данным Росавиации, за 11 месяцев 2015 года перевозки в московском авиаузле (МАУ) выросли на 1,3%. Международные регулярные перевозки за десять месяцев упали на 6,2%, нерегулярные — на 24,6%. В ноябре пассажиропоток в МАУ снизился на 7,7%, до 4,9 млн человек, причем сильнее спад был в аэропортах, где значительную часть перевозок выполняла "Трансаэро": в Домодедово он достиг 16,7% (1,8 млн человек), во Внуково — 14,7% (804 тыс. человек). Шереметьево показало рост на 4,3%, до 2,3 млн пассажиров.
В законодательстве не прописан единый подход к арендной плате за аэродромы, попытки его создать с 2013 года увязали в спорах Минэкономики и Минтранса. Минэкономики считает "более приемлемым" учет стоимости имущества и бюджетных затрат на его содержание. Но Минтранс предлагал рассчитывать плату от дохода оператора аэропорта от взлетов-посадок, увеличивая процент с ростом пассажиропотока (см. "Ъ" от 23 апреля). Вчера в Минэкономики "Ъ" сообщили, что представленный Минтрансом проект распоряжения правительства был рассмотрен, но из-за замечаний не согласован. Сейчас расчет ставки происходит на основании оценки независимого оценщика. Совладелец Внуково Виталий Ванцев рассказал "Ъ", что на 2016 год для аэропорта уже есть новая согласованная стоимость аренды, рассчитанная оценщиком. В Шереметьево отказались от комментариев.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко отмечает, что "корень проблемы — в отсутствии единого подхода к определению ставок": "У Домодедово могут возникать вопросы в ситуации, когда у Шереметьево с практически аналогичным пассажиропотоком и аэродромным имуществом ставки ниже". По его мнению, претензии Домодедово по поводу пересмотра ставок в связи с закрытием Турции, Египта и Украины и остановкой "Трансаэро" вполне обоснованны. Эксперт замечает, что, если новые ставки не определят до конца года, "ничего страшного не произойдет": Росимущество теоретически могло бы запретить пользоваться аэродромным имуществом, но вряд ли пойдет на это, и аэропорт какое-то время продолжит работу по старым правилам.