«Ликвидация Кунтара стала подтверждением готовности Израиля не прощать и не забывать»
Специальный репортаж Юрия Мацарского
Шиитская военизированная организация «Хезболла» пообещала отомстить Израилю за гибель активиста движения Самира Кунтара. Кунтар погиб в пригороде Дамаска в результате налета неопознанных самолетов, принадлежащих, по данным «Хезболлы», ВВС Израиля. Подробности — у политического обозревателя «Коммерсантъ FM» Юрия Мацарского.
Самир Кунтар, приговоренный Израилем за терроризм и убийство ребенка к пяти пожизненным заключениям, был помилован президентом Шимоном Пересом в 2008 году после 29 лет в тюрьме. Его освобождение было частью сделки по возвращению в Израиль двух захваченных «Хезболлой» армейских резервистов. Документ о помиловании Кунтара сопровождался письмом, в котором Перес обещал не забывать и не прощать террориста. Судя по всему, ликвидация Кунтара в пригороде Дамаска при помощи ракеты «воздух — земля» стала подтверждением готовности властей Израиля не прощать и не забывать. Ведь, несмотря на то, что Иерусалим не признался в уничтожении активиста «Хезболлы», мало кто сомневается в том, что только Израилю по силам направить далеко вглубь территории недружественной Сирии два боевых самолета и точечным ударом поразить дом, в котором укрывался хорошо законспирированный командир. Заявления оппозиционной Асаду Свободной сирийской армии, взявшей на себя ответственность за убийство Кунтара, остальные участники конфликта всерьез не воспринимают, справедливо указывая на то, что у группировки просто нет авиации. Таким образом, Израиль остается наиболее вероятным организатором акции. Военный обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр отмечает, что воздушная операция была проведена вдали от основной зоны действий российских ВВС в Сирии, но это не означает, что Москва не была в курсе планов Израиля.
«Там обо всем было договорено. Они вовсе не союзники, Израиль и Россия, но действует полное взаимопонимание: Израиль не мешает России, Россия не мешает Израилю. Россия подтвердила, что она согласна с Израилем, что "Хезболла" не должна создавать угрозы Израилю, у Израиля руки здесь развязаны, у России тоже развязаны, так что полное взаимопонимание. Это, полагаю, изолированный инцидент, часто такие бывают между Израилем, Сирией и "Хезболлой". Россия сохраняет дружественный нейтралитет», — рассказал Фельгенгауэр.
«Хезболла» — организация, признанная в США, Канаде, ряде стран Европы и Персидского залива террористической. Штаб-квартира ее расположена в Ливане, однако помощь — денежная и оружейная — идет в первую очередь из Ирана. Собственно, Тегеран стоял у истоков создания «Хезболлы» в 80-е годы прошлого века, и сторонники ее с тех пор вдохновляются идеями исламской революции в Иране. Идеология организации обычно описывается как «воинственный антисионизм» и «радикальный шиитский исламизм».
Шииты из «Хезболлы» с самого начала войны в Сирии сражаются на стороне правительственных сил Башара Асада, то есть по крайней мере технически являются союзниками Москвы. И, конечно, даже слухи о том, что Россия если не помогает Израилю в действиях против «Хезболлы», то уж точно не препятствует ему, идут не на пользу отношениям Москвы с ее партнерами на Ближнем Востоке. Востоковед Григорий Меламедов напоминает, что перед началом операции в Сирии Москва согласовала свои действия с Израилем и, вероятно, каким-то образом закулисно смогла объясниться и с Ираном.
«"Хезболла" является в наземных действиях сирийской армии, а точнее было бы сказать, сирийско-иранской армии, одной из самых боеспособных сил. С другой стороны, "Хезболла" есть и в Ливане, "Хезболла" играет в какую-то свою игру. Россия сама не хочет, чтобы "Хезболла" вышла напрямую, скажем, к израильской границе. Изначально было решено для того, чтобы не допустить возможности прямого контакта между израильской армией и "Хезболлой", прямого выхода "Хезболлы" на сирийско-израильскую границу, что Израиль может принимать какие-то меры. О том, как на это реагирует Иран, пока не было никаких сообщений, но, видимо, как-то сумели с Ираном договориться, хотя, конечно, в российско-иранском союзничестве это не единственный сложный момент», — отметил Меламедов в эфире «Коммерсантъ FM».
Но не факт, что Тегеран или Дамаск вообще обсуждают с Москвой действия Израиля против общих союзников. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский считает, что в регионе продолжают действовать некие правила игры, относящие действия Иерусалима против «Хезболлы» к внутренним делам Израиля, не входящего, к слову, ни в одну их действующих в регионе коалиций и действующего исключительно в собственных интересах. Хотя, признает Георгий Мирский, не всех в регионе эти правила игры могут устраивать.
«Это отношения между Израилем и его местными врагами. Тут ни при чем ни Иран, ни Турция, ни Сирия. Израиль ведет войну за свое существование против врагов, это их дела, их внутренняя война с "Хезболлой". Россия защищает Асада, "Хезболла" тоже, но это не значит, что Россия на стороне "Хезболлы". Могут быть там люди на Ближнем Востоке среди арабов, которые сочтут, что России нужно было сбивать самолет. Ну мало ли, пусть так и думают, это мнение ни в коем случае никак не отразится на политике Москвы. Надо быть полным идиотом, чтобы сбивать израильский самолет, только этого еще не хватало. Это одна из немногих стран, с которыми у нас приличные отношения», — пояснил Мирский.
Вскоре после гибели Самира Кунтара север Израиля подвергся артиллеристскому обстрелу со стороны Ливана, после чего армия обороны Израиля открыла ответный огонь. Лидер «Хезболлы» шейх Хасан Насралла также пообещал, что в свое время Израиль ответит за содеянное.
Израильские ВВС регулярно наносят ракетно-бомбовые удары по территории Сирии. Обычно целями этих ударов являются караваны с вооружением, которые направляются откровенно враждебным еврейскому государству организациям вроде «Хамас» или той же «Хезболлы». Однако иногда самолеты направляются и для ликвидации лидеров и активистов этих организаций.