Дело ЮКОСа подвели под Гаагский арбитраж
СКР ищет доказательства того, что экс-акционеры нефтяной компании стали ими незаконно
Вчера сотрудники Главного следственного управления СКР и полиции обыскали офисы основанной Михаилом Ходорковским организации "Открытая Россия", оппозиционной партии ПАРНАС, а также квартиры их сотрудников в Москве и Санкт-Петербурге. Следственные действия проводились в рамках расследования так называемого базового дела ЮКОСа, а целью их была проверка информации о том, что экс-акционеры нефтяной компании, добивающиеся исполнения решения Гаагского арбитража о взыскании с России $50 млрд, стали ее владельцами незаконно.
Как сообщил "Ъ" адвокат "Открытой России" Сергей Бадамшин, обыски начались рано утром 22 декабря. "Вначале следователи и оперативники пошли по частным квартирам сотрудников "Открытой России", а потом нагрянули и в ее офис",— сообщил защитник. При этом члены следственно-оперативной группы заинтересовали даже автомобили сотрудников организации, приезжавших на работу. В частности, была досмотрена машина пресс-секретаря Михаила Ходорковского Кюлле Писпанен. "Изымали все бумажное и электронное,— пояснил адвокат Бадамшин.— Но какое это имело отношение к уголовному делу ЮКОСа, сказать сложно. К примеру, у Кюлле Писпанен следователи изъяли даже большую фотографию Михаила Ходорковского в рамке и красочное письмо Деду Морозу".
В свою очередь, в санкт-петербургском отделении ПАРНАС сообщили, что следователи обыскали квартиры членов федерального политсовета партии Натальи Грязневич и Андрея Пивоварова, а также членов регионального совета Михаила Роскина и Вадима Суходольского. Из информации, опубликованной на сайте организации, следует, что в квартиру госпожи Грязневич "пять следователей пришли в 6:30 вторника": "После трехчасового обыска у нее изъяли коробку с личными документами, квитанции за ЖКХ, всю технику, агитационные материалы за 2014 год и все партийные документы".
Из постановлений об обысках следовало, что они проводились в рамках расследования уголовного дела по факту хищения нефти дочерних нефтедобывающих предприятий ЮКОСа и ее реализации, а также легализации денежных средств, вырученных от реализации похищенного (п. "а", "б" ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ). Это так называемое базовое дело ЮКОСа, возбужденное еще в 2003 году. Из него впоследствии были выделены материалы, по которым дважды были осуждены глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев.
Официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что обыски проводились "c целью проверки сведений" о том, что "Открытая Россия" и ПАРНАС "финансируются из-за рубежа со счетов компаний, в прошлом, а, возможно, и в настоящем подконтрольных Михаилу Ходорковскому, Леониду Невзлину и другим участникам возглавляемой ими группы". По версии следствия, участники группы могли дважды легализовать похищенные ими средства дочерних компаний ЮКОСа: вначале вывести их из страны, а потом вернуть, предположительно вложив в оппозиционные движения. Адвокат Бадамшин предположения следствия комментировать не стал, назвав сами обыски "акцией устрашения". При этом защитник уверен в том, что лица, у которых вчера проводились обыски, в ближайшее время будут вызваны на допрос в СКР.
В свою очередь, господин Маркин отметил, что в ходе обысков следствие проверяло информацию и о том, что компании Hulley Enterprises Ltd, Yukos Universal Ltd и Veteran Petroleum Ltd, добивающиеся взыскания многомиллиардных сумм с России, незаконно приобрели акции ЮКОСа и в последующем ими распоряжались.
Экс-акционеры ЮКОСа сейчас требуют признать и исполнить решения Гаагского арбитража о взыскании с России $50 млрд в странах Европы и США. Франция и Бельгия уже привели их в исполнение, после чего на ряд российских активов были наложены аресты. В Нидерландах, Великобритании и США судебные процессы только начались и решения пока не вынесены. Из документов суда округа Колумбия, куда поступило заявление экс-акционеров ЮКОСа (Hulley Enterprises Ltd, Yukos Universal Ltd и Veteran Petroleum Ltd) с требованием признать и исполнить гаагские решения на территории США, следует, что обвинения в незаконных действиях и мошенничестве исходили от обеих сторон.
В частности, три компании-заявителя указали, что считают ситуацию с предъявлением российскими налоговыми органами ЮКОСу налоговых претензий и последующим банкротством нефтекомпании с распродажей ее активов "крупнейшей кражей из всех когда-либо совершенных". Представители России в своих возражениях заявляют, что именно владельцы заявителей, "шесть российских олигархов, совершили одно из наиболее вопиющих мошенничеств в истории, которое лишило россиян собственности стоимостью в десятки миллиардов долларов через залоговые аукционы в 1995 году". В ответе российской стороны подчеркивается, что податели жалобы предприняли значительные усилия, чтобы скрыть от арбитров в Гааге происхождение акций компании, почти 100% которых были получены в нарушение российских законов.
Инвесторами по Договору к Энергетической хартии (на его основании Гаагский арбитраж вынес решение о выплате компенсации в порядке защиты прав иностранных инвесторов) должны выступать иностранцы, в то время как здесь иностранное гражданство экс-акционеров ЮКОСа, отмечали представители РФ, было использовано как прикрытие настоящих владельцев нефтекомпании — "олигархов", являвшихся гражданами России и "купивших акции компании в результате мошеннических действий".