В Ростове-на-Дону создается ассоциация специалистов текстильной промышленности и модной индустрии Don Fashion. О целях и задачах нового объединения, ключевых проблемах, которые стоят перед отраслью, и инвестиционном потенциале fashion-индустрии рассказала руководитель ассоциации Виктория Луговская.
Руководитель ассоциации специалистов текстильной промышленности и модной индустрии Don Fashion — Виктория Луговская
— На круглом столе РБК «Легкая промышленность Юга и механизмы импортозамещения», прошедшем 21 декабря в медиацентре «МедиаС», было объявлено о создании ассоциации Don Fashion. В связи с чем возникла необходимость такого проекта?
— Экономические сложности, изменение курсов валют и снижение покупательской способности населения не могли не отразиться на легкой промышленности. По официальным данным правительства Ростовской области, за десять месяцев этого года индекс текстильного и швейного производства составил всего лишь 31,7% к уровню 2014 года.
Однако, несмотря на столь значительный спад, я бы не стала называть ситуацию в отрасли критической. Напротив, в связи с ростом стоимости одежды и обуви зарубежных производителей перед российским легпромом открылись новые возможности. Просто многие производители пока еще не успели адаптироваться к новым условиям, понять, в какой сфере сегодня выгодно развиваться.
В октябре этого года мы с партнерами впервые на юге России провели форум текстильной промышленности Don Fashion и по итогам этого мероприятия сделали вывод, что между производителями одежды, дизайнерами, байерами практически отсутствуют коммуникации. Сегодня каждый борется с трудностями в одиночку, однако вместе можно намного быстрее и эффективнее решать насущные проблемы. Поэтому было принято решение создать ассоциацию Don Fashion, в первую очередь для того, чтобы помочь участникам отрасли преодолеть кризисный этап. Мы рассчитываем, что ассоциация станет коммуникационной площадкой для различных специалистов, занятых в модной индустрии. Кроме того, планируем организовать обучающие программы с привлечением экспертов из Москвы и зарубежных стран, для того чтобы вывести модную индустрию юга России на принципиально новый качественный уровень. Также при ассоциации будет организован бизнес-«инкубатор», благодаря которому молодые дизайнеры смогут начать свою карьеру в модной индустрии.
— Насколько привлекательна сегодня fashion-индустрия с точки зрения развития бизнеса?
— Я могу назвать несколько перспективных ниш, в рамках которых можно построить успешный бизнес. Прежде всего, это создание швейных производств или цехов, которые работали бы по заказам различных дизайнеров и модельеров. В регионе есть несколько крупных швейных фабрик, но, во-первых, их не так много, а во-вторых, они работают исключительно в рамках собственных брендов. Получается, что дизайнерам и небольшим модным домам просто негде отшивать коллекции в промышленных масштабах. Сейчас каждый из них решает эту проблему по-разному: кто-то нанимает людей и создает свое кустарное швейное производство, кто-то сотрудничает с частными ателье. Однако создание швейных цехов, в которых можно было бы шить качественные коллекции на современном оборудовании, значительно упростило бы задачу и минимизировало бы издержки на изготовление одежды.
Добавлю, что некоторые участники рынка уже осознали перспективы этого направления и становятся более открытыми к сотрудничеству с дизайнерами. Например, одна текстильная компания до кризиса работала по заказам американских производителей, однако сейчас заказы из США не поступают, поэтому она активно переориентируется на внутренний рынок.
Еще одно перспективное направление, на мой взгляд,— организация продвижения коллекций российских дизайнеров. Ведь одежду мало произвести, ее необходимо продать. А у небольших модных домов, индивидуальных предпринимателей зачастую нет ресурсов для того, чтобы арендовать помещения в торговых центрах или открывать собственный магазин. Поэтому инвесторам, которым интересен fashion-рынок, стоит обратить внимание на создание маркет-плейсов, специализированных магазинов по продажам одежды, обуви и аксессуаров, где были бы представлены оригинальные авторские коллекции российских производителей.
— В каком направлении fashion-индустрии можно порекомендовать развиваться самим дизайнерам и модельерам?
— Для начала скажу, чем сегодня категорически нельзя заниматься: шить коллекции женских платьев. С этого начинают свой путь практически все молодые дизайнеры, и сегодня эта ниша сверхзанята. А вот сегмент деловой одежды практически свободен. И это направление перспективно не только с точки зрения розничного рынка, но и с точки зрения изготовления корпоративной одежды под заказ — для работников отелей, банков, служащих госкорпораций и т. д. Это особенно актуально в преддверии Чемпионата мира по футболу, когда многим компаниям в сфере индустрии гостеприимства придется уделить особое внимание внешнему виду своих сотрудников.
Также на рынке ощущается нехватка подростковой одежды для детей от 12 до 15 лет. Это как раз тот возраст, когда ребенок уже вырос из размерных рядов, которые в массе предлагаются в детских магазинах. В то же время одежда для взрослых пока не подходит ему по стилистике. Перечислять незаполненные ниши можно еще долго: это и верхняя одежда, и белье, и обувь. В целом после роста курсов валют с российского рынка практически исчезла качественная одежда и обувь среднего ценового диапазона, и этот сегмент вполне по силам заполнить российским производителям.
— Какой объем инвестиций необходим, чтобы запустить стартап в модном бизнесе?
— Все зависит от характеристик инвестпроекта. Если есть задача построить швейных цех, то потребуется сумма в несколько миллионов рублей: на аренду площади, закупку оборудования, наем и обучение персонала.
Если говорить о создании модных коллекций дизайнерами, то объем средств может быть достаточно скромным — 50–100 тыс. руб. Дело в том, что сейчас изменился подход к работе дизайнера. Раньше для того, чтобы начать карьеру в модном бизнесе, дизайнеру надо было представить рынку полноценную капсульную коллекцию. Сейчас же более востребованы узконаправленные специалисты: дизайнер белья, свитшотов, рубашек, украшений и т. д. Такой подход существенно минимизирует затраты на запуск проекта. Суммы до 100 тыс. руб. будет достаточно, чтобы пошить несколько авторских моделей различных размеров, отдать их в магазины под реализацию, посмотреть, будет ли интерес покупателей. И в случае положительной реакции рынка можно двигаться дальше. Тем более что сейчас для малого бизнеса доступны различные виды господдержки. По сути, такой путь доступен любому человеку, который хотел бы попробовать себя в модной индустрии.
— При каких условиях увлечение модой может перерасти в серьезный бизнес-проект?
— Самая частая ошибка, которую совершают начинающие дизайнеры,— с головой уходят в креатив и уделяют недостаточно внимания продвижению, маркетингу, брендингу. Хотя на юге России немало талантливых модельеров, очень немногим из них удается построить правильную маркетинговую стратегию. В качестве положительного примера могу привести ростовского дизайнера Наташу Тимофееву, чья коллекция была представлена в рамках модных показов октябрьского форума Don Fashion. Эксперты, присутствовавшие на форуме, отметили, что у этого дизайнера есть коммерческое будущее. При этом она одна из немногих авторов, кто очень серьезно подходит к продвижению: наняла собственного маркетолога, сделала профессиональные лукбуки, открыла свой шоу-рум в городе.
— Есть ли сегодня интерес у покупателей к одежде российских дизайнеров?
— Помимо Наташи Тимофеевой в показах форума Don Fashion участвовали еще 27 дизайнеров, и коллекции многих из них вызвали живой отклик как со стороны публики, так и со стороны специалистов fashion-индустрии: например, коллекции Юлии Сидориной, сестер Строгановых, модного дома «Матильда» и др. Поэтому могу с уверенностью сказать, что востребованность российских дизайнеров растет. Безусловно, необходимо, чтобы имена талантливых дизайнеров юга России знали не только специалисты и эксперты, но и рядовые потребители. Именно на этой задаче, в том числе, в ближайшее время сосредоточит свои усилия ассоциация Don Fashion.