«Режиссер должен угодить всем»
Худрук академического театра драмы имени Кольцова Владимир Петров — о том, как его принял Воронеж, о театральности города и его потенциале
«От некоторых задумок пришлось отказаться»
– Предложение возглавить театр имени Кольцова поступило после смерти Анатолия Васильевича Иванова в 2009 году. Но я предложил сначала поставить спектакль, посмотреть, нужен ли я Воронежу и нужен ли Воронеж мне: надо было понять, из-за чего покидать Москву профессору школы-студии МХАТ, терять свободу ставить в театрах по стране. Мой первый спектакль «Арест» получился удачным, и в беседе с губернатором Алексеем Гордеевым я сказал, что Воронежский концертный зал, где театр жил 15 лет, совершенно не мое пространство. Но вот если отреставрировать здание, которое стоит в 15-летнем ремонте, в самом центре города, то я бы за руководство театром взялся. Губернатор не только согласился, но и дал мне как бы «карт-бланш» на работу с дизайнером, с фирмами, обеспечивавшими свет, звук и механизацию оборудования сцены. Это был редкий случай творческой свободы, когда практически никто не вмешивался и все только помогали. Без мощной поддержки Алексея Васильевича, естественно, ничего бы не состоялось. В итоге удалось осуществить почти все задуманное. От номерков в гардеробе до оборудования сцены. И это уникальный результат.
Но реалии именно творческой жизни таковы: театр может стремиться быть собеседником, а может считаться местом обслуживания населения, быть просто развлечением. Зритель — это масса совершенно разных людей, иногда с диаметральными предпочтениями. Одни хотят в театре отдохнуть, посмотреть что-то легкое и веселое, другие хотят увидеть на сцене повод для размышления о вечных проблемах. И нельзя сказать, что первые — недалекая публика. Это зачастую умные, образованные люди, но к театру они относятся как к месту отдыха и развлечения. Не до проблем. Их и за пределами сцены в избытке.
Поэтому перед режиссером стоит сложная задача — сделать так, чтобы было хорошо всем. Что, в принципе, недостижимо. Если я буду заниматься только тем, что интересно мне, то, очевидно, оттолкну значительную часть публики. Но, с другой стороны, не хочется заниматься инсценированием анекдотов, ставить пьесы типа «Любовь и помидоры» или «Невеста напрокат».
Поэтому пришлось отложить или совсем отказаться от нескольких проектов. Когда я принял театр, у меня был перспективный репертуарный план, из которого несколько названий я все-таки «заморозил», осознав, что намерения мои здесь не будут поняты зрителем.
«На самом деле театр строят не для Петрова, а для Воронежа»
– Воронеж трудно принимает пришлых людей, особенно если человек имеет приставку «из Москвы». Я работал в Омске, там к приезжим совсем другое отношение: жители там готовы помочь, поддержать, ты приехал к ним не на курорт, в Сибирь, работать на их благо. Здесь же фраза «Понаехали тут…» не артикулируется, но витает в воздухе. Помню, когда строили театр, было много возмущений в Сети: «Чего это Петрову театр строят, кто он такой?» Возмущенно вопрошавшие не думали, что театр строят не для Петрова, а для Воронежа. Непростой у нас город. Чтобы стать тут своим, пяти лет мало.
И также мало пяти лет, чтобы сформировать свою аудиторию. Которая пока, надо признать, достаточно консервативна. Можно было бы поставить что-то авангардное, со сложным сценическим языком, спровоцировать театральный скандал. Но я четко представляю себе ту волну возмущения, неприятия и воинственных протестов, что неизбежно возникнет. Даже на мою безобидную «Чайку» группа зрителей составила петицию в департамент культуры с призывами разобраться с увиденным безобразием, причем со ссылками на Уголовный кодекс.
Плюс ко всему сейчас достаточно большую часть аудитории отхватывают гастрольные антрепризные спектакли — зрителям интересно вживую увидеть на сцене игру известных, медийных актеров. И в нынешней экономической ситуации у многих потенциально наших зрителей бюджетные возможности на этих представлениях исчерпываются.
«Городу есть, куда расти»
– Воронеж — театральный город. По данным ЮНЕСКО, город считается театральным, если театры посещает не менее 7% населения. Воронеж близок к этому показателю. Но театр все-таки не массовое искусство, предложений для отдыха и развлечения у людей много. Так что конкуренция в борьбе за зрителя большая. Надо удивлять, вкладывать средства в новые постановки, в костюмы и декорации, а в условиях кризиса и сокращения финансирования культуры потрясти сценографией, изысканным светом и богатством зрелища практически невозможно. Но самое главное в борьбе за зрителя у нас есть. Это актеры нашего театра.
Да, театр должен зарабатывать деньги, привлекать публику, и я чувствую ответственность перед всем коллективом. Поэтому надо искать баланс между серьезной и развлекательной драматургией. Приходится идти на компромисс и часто ставить не то, к чему душа лежит, а то, что будет востребовано. Не всегда это вдохновляет, но за мной стоит труппа театра, и нужно учитывать и ее интересы, и интересы зрителей города Воронежа.
«Культурный ренессанс. Воронежская область 2015»