Игра в парты
Как Владимир Путин знакомился с педагогическими взглядами Владимира Жириновского
Президент России Владимир Путин провел заседание Госсовета, посвященное проблемам образования. На нем президент сформулировал новую национальную идею, а Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов выступили с альтернативными. С подробностями о том, как Владимир Жириновский набросился на лучшего учителя года, а Геннадий Зюганов сообщил, что придется брать пример с Иосифа Сталина,— специальный корреспондент “Ъ” АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ.
Госсовет начался почти без опоздания (ибо 35 минут не считаются). На него кроме глав регионов были приглашены премьер, несколько министров, лидеры парламентских фракций, учители… О том, кого не пригласили,— позже и, как обычно, исчерпывающе выразился господин Жириновский.
— Знаете, это (образование.— А. К.) как со скорой помощью: провели в свое время мероприятие,— начал вносить ясность господин Путин,— деньги из федерального бюджета качнули, обновили парк, обновили оборудование в надежде на то, что затем в рабочем режиме, ритмично будем поддерживать соответствующий уровень и идти дальше, а потом раз-раз-раз — и все сползло…
Впрочем, есть два предмета гордости, о которых не устают говорить разные люди, причастные к делу образования, в разных аудиториях. Не удержался и президент:
— Сейчас практически все школы в России подключены к интернету. Помню, когда мы начинали эту программу, казалось, что и деньги немереные, и никогда мы это не поднимем с этой огромной нашей территорией… Нет, ничего, в целом получилось…
И второй предмет:
— Серьезно выросла зарплата педагогов. Майскими указами 2012 года поставлена задача — обеспечить среднюю заработную плату педагогических работников на уровне средней по экономике.
Впрочем, президент оговорился:
— Конечно, знаю тезисы, согласно которым если уж педагогам платят среднюю зарплату по экономике, то нужно это распространить чуть ли не на всех. У нас все профессии уважаемые, все люди труда должны пользоваться вниманием и заботой общества. Но все-таки есть фундаментальные вещи, и одна из таких фундаментальных вещей — это образование, школьное образование. Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы (а вот это не факт.— А. К.). А для этого мы обязаны обеспечить им соответствующий уровень подготовки в школах.
Владимир Путин не оставляет попыток привить стране национальную идею:
— На ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба — сделать российскую школу одной из лучших в мире! Убежден, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны. Она отвечает и запросам общества, и задачам национального развития.
Президент предложил резко сократить «количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ», настаивал, что уже в ближайшие годы должна быть ликвидирована третья смена в школах, а затем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных и старших классов учились в одну смену», говорил, что поддерживает идею электронной школы, «где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции наших знаменитых педагогов и ученых»…
Нет, выступление Владимира Путина не стало таким революционным, как, например, его же недавняя речь на президиуме того же Госсовета, посвященном развитию рыбной отрасли.
Следующие два выступавших развивали между тем мысли, изложенные их президентом.
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский говорил, что «впервые за последнее десятилетие в 2014 году доля молодых учителей сравнялась с долей учителей пенсионного возраста»; что ЕГЭ стал честным; что «сегодня и обучение, и воспитание происходят и в школе, и в организациях культуры и спорта, и просто в городской среде» (как будто когда-то раньше было по-другому); что надо решать «проблему межведомственного взаимодействия»; что не должно быть «школ со стабильно низкими результатами, но и не должно быть выбраковывания детей для улучшения результатов»…
В результате я начал ждать выступления лидера ЛДПР.
А министр образования Дмитрий Ливанов прямо сказал:
— Очень важно, чтобы образ педагога позитивно воспринимался в обществе: нужны хорошие фильмы об учителях, публикации в средствах массовой информации о лучших представителях учительской профессии...
Впрочем, иногда ему удавалось увлечь самого себя. Это случилось, например, когда он заговорил об избыточных запросах, которые каждый день приходят в школы:
— Вот новогодний запрос: «Доложить о праздничном оформлении окон и приложить к отчету фотографии»!..
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин поблагодарил Владимира Путина за то, что тот на закрытии Года литературы в Петербурге сказал, «что Год литературы в России не должен заканчиваться» (вообще Владимир Путин процитировал Наталью Солженицыну).
В целях спасения русского языка Сергей Нарышкин предложил давать льготы книжным магазинам в госучреждениях по сравнению со всеми остальными магазинами. Вот обрадуется, к примеру, владелец «Эксмо» Олег Новиков.
Сергей Кочережко, победитель конкурса «Учитель года-2015», продемонстрировал, за что получил такое звание: речь его была быстра и наполнена неким содержанием. Он заметил, что честность ЕГЭ уже наконец-то ни у кого не вызывает сомнений и что на экзаменах отошли от «угадайки», когда школьники, отвечая на вопросы, должны выбрать один вариант ответа из четырех.
Трудно сказать, потребовалось ли ему какое-то особое мужество, чтобы сказать, что в школах «не хватает хорошего интернета» — и это после того как Владимир Путин погордился тем, что интернетом охвачены 100% школ.
Раскритиковал он и то обстоятельство, что учители погрязли в заполнении отчетности, которая дублирует друг друга: например, они вынуждены заполнять и электронный журнал успеваемости, и обычный, рукописный.
В остальном быстротекущая речь Сергея Кочережко не помогла избавиться от ощущения, что произнести что-нибудь принципиально новое на таких заседаниях бывает затруднительно.
Президент Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая тоже вступалась за русский язык:
— Лучше нашего языка ну нет на свете!
А Владимир Путин вступался за Людмилу Вербицкую и рассказывал, что когда он с коллегами не может решить, как правильно произнести то или другое слово, он сразу звонит Людмиле Вербицкой — и она «в ту же секунду»…
— Кроме вас никто не обращается, Владимир Владимирович! — пожаловалась она.
Но и этого, по-моему, более чем достаточно для человека.
Ну и наконец начали выступать лидеры фракций, главные «зажигатели» таких заседаний.
И кто бы мог подумать, что интересы учеников будет отстаивать здесь Владимир Жириновский.
— Все выступили, мы обсуждаем школу, но нет голоса учеников! — воскликнул он.— Все говорят: стандарты, школы, обучение, питание… А что они думают о наших учителях?! Когда входит завуч в класс и говорит: «Ваша учительница заболела»,— класс взрывается аплодисментами, кричат «ура»! Почему? Они рады, что не будет урока. А почему? Потому что скучно им, потому что надоел этот учитель, он одно и то же говорит, он не видит класса, он просто отрабатывает время — 45 минут, и все! Это проблема.
Потом он вдруг накинулся на сразу показавшегося бедным Сергея Кочережко:
— Вот лучший учитель года. Хорошо. Кто его определил? Давайте эксперимент: он проведет урок, и в той же школе через час я проведу, и спросим у учеников, не у Министерства образования, что скажут ученики. Вы для кого стандарты все эти делаете, вы для кого определяете лучших учителей? Это для вас лучший учитель или для учеников?!
Вообще-то конкурс был всероссийским и продолжался очень долго. Но у этого конкурса оказалась проблема: в нем не участвовал Владимир Жириновский.
Лидер ЛДПР поделился «еще одним вопиющим фактом». Он напомнил историю главы Госархива Сергея Мироненко, который сказал, что не было 28 героев-панфиловцев.
— Это что такое? — теперь уже вскричал Владимир Жириновский.— У меня брат погиб, у меня есть справка! Там все перепутано! Там все перепахали! Там разные дивизии были! Там, возможно, были и другие дивизии, но они погибли, они уже герои…
Поскольку понять, что он имеет в виду, не было никакой возможности, оставалось поверить на слово.
Господин Жириновский потребовал не переназначать на должность главы Госархива господина Мироненко, у которого заканчивается контракт.
Лидер ЛДПР был против изучения двух иностранных языков в школах:
— Я четыре языка учил… Лучше бы ни одного не учил! Столько сил потрачено! Полно переводчиков, интернет, смартфон — все тебе переведут моментально!
Отсутствие полового воспитания в школах — тоже беда:
— Вообще ничего нет, закрытая тема! Как закрыли в 1928 году, десять лет только после революции что-то можно было говорить. Но так же нельзя. Ведь половина браков распадается. Это что, действительно не сошлись характерами?! Именно отсутствие полового воспитания приводит к распаду семьи, когда неправильно подобрали партнеров. В этом смысле роль мужчины нужно как-то отразить на уроках!..
И долго еще он говорил под пересмеивающиеся лица и взгляды участников совещания… А напоследок предложил выбирать не только лучшего учителя, но и лучшего ученика, «чтобы он сказал, что ему нравится, а что не нравится»...
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов запомнился тем, что рассказал, как каждый второй ученик в стране не знает, где находится город Самара.
Я вот тоже сразу задумался: а где? В России? В Самарской области? Оказалось, что на Волге.
В какой-то момент Геннадий Зюганов перешел к рискованным заявлениям. Он рассказал, что «надо думать десятилетиями», тогда «будут брать пример с Петра I, который в 16 лет заложил российский флот, будут брать с Потемкина, который освоил Новороссию… Тогда придется брать примеры с Ленина, Сталина, которые провели модернизацию и создали могучее государство, после того как Российская Империя развалилась!»
Странно, что ему потом никто так и не ответил, что брать пример со Сталина не придется. Или не странно.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов поделился своим горем:
— Я хочу начать с информации о завершившейся буквально недавно Международной математической олимпиаде в Таиланде. Впервые за многие-многие годы российская сборная в составе шести школьников по баллам заняла восьмое место, а общекомандный зачет по медалям в олимпиаде — 21-е место, а до этого десятилетиями Россия всегда занимала первое место…
И правда, печально. Если это действительно так, конечно.
Выступил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который рассказал, что огромное количество детей гибнет по пути в школу:
— И мы посмотрели статистику: оказалось, что больше 20 тыс. детей попадают в ДТП в течение года по дороге в школу и из школы. Около тысячи детей погибают. Около тысячи детей пропадают по дороге в школу: ушел из дома — до школы не дошел.
Он привел несколько просто ужасающих случаев гибели детей и добавил, что приводит их потому, что во всех из них о том, что ребенок погиб и что-то с ним случилось, родители узнали только вечером, когда ребенок из школы не пришел.
Он предложил обязать учителей сообщать родителям, что их дети не пришли в школу:
— Потому что таким образом мы сможем спасти жизнь тех детей, которые пропали, или тех, которые пострадали. Потому что, как правило, ребенок при себе ни паспорта не имеет, ни свидетельства о рождении, даже неизвестно, кто он, если он не может сказать о себе ничего…
Оказалось, что господин Астахов уже некоторое время пытается реализовать эту идею. По информации “Ъ”, он обращался с письмом к министру образования и науки и получил ответ от его заместителя Александра Климова. В ответе были такие слова: «Дополнительное нормативно-правовое регулирование по вопросу обеспечения безопасности учащихся при следовании в образовательные организации не требуется».
Поэтому уполномоченный по правам ребенка просто попросил об этом губернаторов.
А они мыслями были уже, наверное, все там, на предновогоднем приеме в Кремле, который устраивает для них и их жен каждый год Владимир Путин.
И разве можно их за это осуждать?
Впрочем, вместо приема, по словам одного из его участников, был праздник усталости друг от друга.