«За показателями роста — стратегическая работа»

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев — о главных итогах года и целях на 2016 год

— По итогам года в Нижегородской области ожидается рост объемов производства на 10% в действующих ценах и около 2% в сопоставимых. Это выше, чем в среднем по стране. С чем вы это связываете?

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

— За показателями роста — стратегическая работа нашего индустриального сектора. Работа, которая в предыдущие годы велась на опережение и была связана с техперевооружением, внедрением новых технологий. Я напомню, что наша стратегия развития промышленности реализуется по трем направлениям: первое — это модернизация действующего потенциала, второе — строительство новых заводов, третье — выполнение программы развития производительных сил в каждом районе. Все это дает нам не только дополнительные рабочие места, но и возможность показывать результаты выше, чем в других областях страны. Растут показатели в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, объеме платных услуг. Единственный показатель, который в этом году снизился, это объем розничного товарооборота. Люди просто стали меньше покупать: по некоторым данным, чеков на сумму больше 5 тыс. руб. в наших торговых сетях стало меньше в 10 раз. Каждый старается экономить, иметь финансовую подушку безопасности.

— Как предприятия области работали над импортозамещением? Заметен ли толчок в развитии сельских, фермерских хозяйств?

— Действительно, в условиях санкций, введенных в отношении нашей страны, и ответного продуктового эмбарго у наших аграриев появилась возможность выйти на новые рынки и, как следствие, выросли объемы производства в сельском хозяйстве. Например, сейчас у нас активно развивается сотрудничество с Москвой и Санкт-Петербургом: в ответ на их запрос мы направили в обе столицы информацию о том, какие нижегородские предприятия и в каких объемах могут увеличить объемы производства, чтобы удовлетворить спрос. У нас такие возможности есть: помогая сельхозпредприятиям развиваться, мы провели серьезную модернизацию, в результате сегодня мощности нашей переработки в АПК имеют резерв 30%.

Вообще, на поддержку сельского хозяйства мы ежегодно выделяем из бюджета около 2 млрд руб. Эта поддержка разноплановая: в основном мы стимулируем производство молока, мяса, помогаем решать вопросы в растениеводстве, предусмотрены компенсации при закупках оборудования, удобрений, семян, ГСМ. По результатам этого года мы получили больший, чем в прошлом году, урожай зерна хорошего качества, с большим содержанием клейковины, а также высококачественные элитные семена. За ними, кстати, в этом году к нам обратились 20 регионов, в том числе, например, Тамбовская и Воронежская области, традиционно более мощные с точки зрения сельского хозяйства.

— Какие новые меры для поддержки инвесторов разрабатываются в условиях, когда объем инвестиций в основной капитал сокращается?

— Система стимулирования инвестиционной деятельности у нас в регионе работает давно, с 2006 года, и, как говорят эксперты, полностью себя оправдала. Какого-то серьезного провала по привлечению инвестиций по итогам года в области нет. Да, в этом году их меньше, чем в прошлом, но это не критично. Инвестиции нельзя рассматривать только в динамике, то есть темп роста инвестиций не дает полного представления о ситуации в том или ином регионе и о возможностях развития этой территории. Например, в прошлом году в Нижегородской области ввели "РусВинил", а это 60 млрд руб. капитальных вложений, которые идут в отчет. Невозможно вводить такой завод каждый год, поэтому следующий год неизбежно покажет снижение по росту инвестиций. Это и происходит. Мы никакой трагедии в этом не видим. И когда нам приводят в пример Калужскую область, мы знаем, что этот регион привлек в прошлом году 80 млрд руб., а Нижегородская область — 300 млрд руб., в текущем году Калужская область привлекает 60 млрд руб., а мы — 250 млрд руб. Чего нам расстраиваться? Инвестиции — они не растут в календарном плане, это не производство. Здесь надо смотреть циклы, учитывать сроки строительства.

Что касается дополнительных возможностей, которые мы создаем для инвесторов, то в этом году мы приняли несколько законодательных актов, которые позволяют при строительстве жилья эконом-класса и крупной инфраструктуры выделять земельные участки без проведения аукционов и конкурсов. Это значительно ускорит работу по реализации социально значимых проектов. Кроме того, в областном законодательстве теперь прописана статусность проектов и первоочередной порядок согласования тех из них, что имеют определенную капитализацию: новые преимущества получают проекты в ключевых для региона отраслях с объемом инвестиций свыше 40 млрд руб. Раньше, чтобы претендовать на господдержку, объем инвестиций должен был значительно превышать выручку предприятия. Но, например, для вновь строящихся объектов это было практически невозможно. Теперь мы это исправили.

— В новых экономических условиях регионы верстали максимально экономные бюджеты. Какие соцпрограммы удалось сохранить в Нижегородской области?

— Абсолютно все. В бюджете 86 соцвыплат, мы по-прежнему 70% средств будем выделять на соцсферу: образование, здравоохранение, культуру, спорт… Причем поддержка будет адресной, в условиях инфляции это особенно важно: люди в работоспособном возрасте должны жить на те средства, которые зарабатывают, тогда и в бюджете будут средства, чтобы помогать тем, кто в условиях рыночной экономики не может сам удовлетворить свои потребности. Понятно, что эта бюджетная классификация условна — ведь на самом деле сложно выделить в бюджете расходы, которые идут не на социальную сферу. Помощь селу — это разве не социальные затраты? Или помощь малому и среднему бизнесу, в котором занято 35% населения?

— В завершающемся году вы продолжили менять структуру правительства, состоялось назначение Романа Антонова заместителем губернатора. Можно ли считать процесс формирования команды завершенным?

— Структура правительства все время меняется. Это нормально: меняются внешние обстоятельства, распределение функций между регионами и Федерацией, между регионами и муниципалитетами. Структуру правительства приходится изменять под эти условия. Кроме того, надо обновлять кадровый потенциал: люди заканчивают госслужбу, уходят в другие какие-то структуры… По кандидатуре Антонова я принимал решение, основываясь исключительно на его профессиональных качествах. У него большой опыт депутатской деятельности на уровне как региона, так и Федерации: он работал первым зампредом правительства в Кировской области, был главным федеральным инспектором по Пермскому краю. Роман Валерьевич — самостоятельный человек, я таких люблю: у него есть собственное мнение, в споре он может возразить. Я предложил ему поработать на благо Нижегородской области, и он согласился.

— Какие события вы бы включили в рейтинг достижений региона и свой собственный ТОП-5 в 2015 году?

— В реальном секторе экономики это в первую очередь ввод в эксплуатацию второго комплекса каталитического крекинга нефти на Кстовском нефтеперерабатывающем заводе ЛУКОЙЛа. Раз премьер-министр приехал его открывать, то это было действительно топовое для российской промышленности событие. Если говорить о социальной сфере, то это ввод в эксплуатацию двух высокотехнологичных объектов здравоохранения — это Дзержинский перинатальный центр и акушерский корпус 40-й больницы в Нижнем Новгороде. Кстати, в феврале в нижегородской семье Шутовых родилась четверня. Это первый случай в области! И у меня самого в этом году родился пятый внук, Максимка, он уже набирает вес, проявляет командирский голос. Еще одно важное событие в моем рейтинге хорошего за год — это завоевание золотых медалей нашей молодежной хоккейной командой «Чайка». Это случилось впервые в истории Нижегородской области, наши обыграли все столичные команды, а один матч выиграли со счетом 8:0.

— Назовите главные цели на 2016 год.

— Главное событие в промышленности — намеченный на первый квартал будущего года запуск нового завода концерна ПВО «Алмаз-Антей», завода им. 70-летия Победы. Это не только 3,5 тыс. новых рабочих мест, но и решение важных государственных задач, особенно актуальных сегодня. Второе — это ввод в эксплуатацию нового терминала международного аэропорта, который откроет для региона совершенно новые возможности. Третья задача — к 1 июля мы должны запустить полноценное движение по третьей очереди Южного обхода Нижнего Новгорода. За пределы областного центра с московской трассы на казанское направление будут выведены транзитные потоки. В результате в городе будет совершенно другая экология и совсем другой ритм движения общественного и личного транспорта. Это три ключевых момента, но задач, безусловно, значительно больше.

Вся лента